Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Ветров Максим

Стипендия, общежитие, трудоустройство...

Депутаты обсудили образовательное законодательство в части социальных гарантий студенчеству

В Госдуме прошло заседание круглого стола на тему «Социальная поддержка студенчества: проблемы и пути решения», организованного по инициативе Комитета по образованию и экспертного совета по вопросам студенчества. Сам факт создания такой структуры при профильном комитете свидетельствует о том, какое значение придается этой проблеме, которая включает много различных аспектов – от предоставления качественной медицинской помощи учащимся вузов и техникумов до трудоустройства выпускников. Не менее важны вопросы, связанные с состоянием действующих и строительством новых общежитий, переводом контрактников на бюджетные места, организацией студенческого самоуправления, отсрочками от призыва. И все-таки первое место в ряду перечисленных проблем специалисты отводят стипендиальному обеспечению студентов.

«Подработки не заменят стипендию»

Студенты, успевающие на «хорошо» и «отлично», получают государственные академические стипендии, а различные категории социально незащищенных учащихся, в том числе сироты, инвалиды – социальные стипендии.
Размер академической стипендии для студентов вузов составляет 1100 рублей, для учащихся колледжей и техникумов – 400 рублей.
Социальная стипендия примерно в 1,5 раза должна превышать размер академической.
Помимо стипендий государством преду­смотрена такая форма поддержки, как материальная помощь учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На эти цели выделяется 25% стипендиального фонда (до 1 января 2005 г. – 5%).
Как отмечали участники дискуссии, в последнее время по распоряжению Минфина эти средства стали облагаться налогами, что, по мнению большинства, совершенно неправомерно и недопустимо, и эту проблему необходимо законодательно урегулировать.
С 1 сентября 2009 года размер академической стипендии планируется увеличить на 9%. Однако представители проф­союзных студенческих организаций считают предстоящую индексацию полумерой и говорят о необходимости приравнять стипендию к минимальному размеру оплаты труда (4330 рублей) или к прожиточному минимуму.
Свою позицию они аргументируют тем, что учеба для студента – основной вид деятельности, а замена стипендий на подработку в виде низкоквалифицированного труда – путь к ухудшению качества образования.
Однако по расчетам экспертного совета по вопросам студенчества при профильном комитете Госдумы, для того чтобы к 2015 году размер академической стипендии достиг хотя бы половины МРОТ, потребуется выделить из федерального бюджета около 33 млрд рублей дополнительно.
Навряд ли правительство согласится на такие расходы, тем более что официальная точка зрения, которую выразил Н.Михайлов, состоит в том, что «на стипендию прожить нельзя, студент должен подрабатывать».

От обязательного распределения – к бизнес-инкубаторам

Сегодня при вузах действует около 750 малых предприятий (их задача – внедрение в практику инновационных научных разработок), на которых имеется порядка 4000 рабочих мест для студентов. Однако, по признанию самого же Михайлова, молодые люди не спешат занять эти вакансии из-за низкой заработной платы.
Но самую большую тревогу вызывает трудоустройство выпускников вузов и техникумов. По признанию самих студентов – участников дискуссии, по окончании вуза крайне сложно начинать карьеру, не имея опыта работы и связей.
Поэтому, несмотря на свой юный возраст, активисты студенческих профсоюзных организаций настаивают на реанимации советских традиций обязательного распределения молодых специалистов.
Председатель профильного комитета Григорий Балыхин дал ясно понять, что возврата к этой форме не будет, но согласился с тем, что законодательное закрепление гарантий для молодого специалиста необходимо и работа в этом направлении депутатами ведется начиная с 2004 года. Речь идет о так называемых возвратных субсидиях – средствах, выделяемых государством на подготовку кадров по востребованным специальностям с последующей обязательной отработкой в различных отраслях бюджетной сферы. Если выпускник отрабатывает по направлению полный срок (три или пять лет), то сумма его долга перед государством автоматически погашается, в противном случае «кредит» придется возвращать в полном объеме.
В то же время, по общему мнению, следует развивать рыночные механизмы закрепления выпускников вузов и техникумов в коммерческом секторе экономики – в том числе путем квотирования рабочих мест с одновременным поощрением работодателя за счет налоговых преференций, льготных кредитов, предоставления права на участие в госзаказе.
Еще один путь – создание бизнес-инкубаторов при вузах, а также организация производственных практик и стажировок, после которых на рабочих местах закрепляются около 38% молодых специалистов.

Дорогостоящие неудобства

К числу важнейших мер социальной поддержки участники дискуссии относят обеспечение студентов общежитиями. Как отмечали участники дискуссии, вследствие введения ЕГЭ возросла академическая мобильность абитуриентов, в некоторых столичных вузах число иногородних учащихся увеличилось до 80%. В связи с этим на первый план выходит проблема дефицита мест в общежитиях, их материально-техническое оснащение, капремонт и перспективы строительства новых зданий.
В 2011 году планируется построить около 20 новых общежитий общей площадью 400 квадратных метров. Это позволит обеспечить местами 50 тыс. учащихся, в то время как реальная потребность на порядок больше.
По словам председателя комитета по делам молодежи Томской городской думы Дмитрия Буинцева, сегодня обеспеченность студенческими общежитиями составляет 85%, но данный показатель на практике достигается за счет нарушения вузами социальной нормы – не менее 6 квадратных метров на человека.
Сегодня, по словам Буинцева, необходимо разработать новые стандарты проживания в студенческих общежитиях и принять целевую программу по капитальному ремонту и строительству новых зданий.
Не менее остро стоит и вопрос оплаты студентами своего временного жилья. По закону размер ежемесячного взноса на эти цели не должен превышать 5% от стипендии, на практике эта норма не всегда соблюдается.
Многих тревожит и тот факт, что в новом законопроекте «Об образовании» она и вовсе отсутствует.
Еще хуже обстоят дела со студентами-контрактниками, которые обучаются на коммерческой основе: во-первых, нередки случаи, когда им отказывают в общежитии (несмотря на то, что действующим законодательством такое неравенство не установлено), во-вторых, если им удается получить место, то за повышенную плату.
Так, по словам члена Всероссийского студенческого союза Алексея Потемкина, стоимость проживания для этой категории учащихся за последние три года выросла с 3900 до 5600 рублей в год.
Если прибавить к этим расходам затраты семей на обучение, то получается сумма, непосильная для многих российских граждан.
А ведь 65% 10-миллионной армии студентов вузов и техникумов обучаются на договорной основе.
Казалось бы, реальный выход из положения – перевод успешно обучающихся «платников» на вакантные бюджетные места. Однако мониторинг, проведенный экспертным советом по вопросам студенчества в январе текущего года, показал, что работа эта зачастую ведется в закрытом режиме, ее результаты практически не отражены на сайтах вузов, а «ряд критериев перевода носит запретительный или достаточно коррупционный характер».
 Например, в некоторых вузах одним из условий перевода является 8 (!) сданных на «отлично» сессий. Даже если представить себе «идеального» студента, который способен выполнить такие требования, то перевестись на бюджетное отделение ему удастся лишь на пятом курсе, то есть на «финишной прямой».
Таким образом, политика многих вузов противоречит поручению Президента РФ от 3 февраля 2009 г. и рекомендательному письму Минобрнауки «О поддержке студенчества» от 13 марта 2009 г., принятых в рамках антикризисных мер.

Общественный аудит – против нецелевых расходов

Принять самое активное участие в решении задач, связанных с социальной поддержкой студентов, могли бы студенческие советы и другие органы само­управления в вузах. По словам Балыхина, закон, закрепляющий правовой статус таких организаций, поступил на рассмотрение профильного комитета, но был отправлен на доработку.
По мнению Балыхина, представители органов студенческого самоуправления могли бы решать наиболее острые проблемы, опираясь на поддержку депутатов.
Например, как выяснилось в ходе дискуссии, учащиеся вузов намерены контролировать расходы руководства на различные нужды. По свидетельству студентов – участников «круглого стола», в этом году, если верить словам ректоров, бюджетное финансирование вузов было сокращено примерно на треть, вследствие чего будут свернуты программы оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий.
Как показывает опыт, эти средства зачастую расходуются нецелевым образом и в неполном объеме.

Застраховать риски

Между тем, по свидетельству собравшихся, состояние спортивно-оздо­ровительных комплексов и санаториев-профилакториев при вузах оставляет желать лучшего.
Большинство данных объектов было построено достаточно давно, и с тех пор их финансирование велось по остаточному принципу или не велось совсем.
Так, до сих пор в этой сфере действуют нормативы 2007 г., в соответствии с которыми суточные затраты на питание одного студента должны составлять 113 рублей, а на медикаменты – 60 рублей.
Поэтому участники «круглого стола» считают необходимым увеличить финансирование на эти цели и учесть данные расходы при расчете субсидий, которые начнут выделяться вузам (вместо смет) с 2012 г. в связи с реализацией 83-го ФЗ (о казенных, бюджетных, автономных учреждениях).
Как отмечали собравшиеся, во многих регионах студентам не обеспечиваются льготы на проезд в общественном транспорте, нарушаются права на качественное и доступное медицинское обслуживание, и эти нормы необходимо прописать в новом Законе «Об образовании».
Достойно внимания предложение участников о страховании образовательных рисков – в случае если студент получит травму или окажется в других чрезвычайных ситуациях, препятствующих продолжению учебы.
Завершая заседание, Г.Балыхин отметил, что цель разработки нового законопроекта «Об образовании» состоит в том, чтобы не ухудшить положение студентов, сохранив гарантии, закрепленные действующим законодательством, и дополнив их новыми.
Однако первая редакция нового законопроекта «Об образовании» не содержит тех минимальных норм социальной поддержки студентов, которые есть в действующем законодательстве.
Нет в нем упоминания ни о социальной стипендии, ни о материальной помощи, не закреплена, как уже отмечалось выше, и норма оплаты за общежитие.
Все эти положения, по мнению депутатов профильного комитета, необходимо отразить в новом документе.

Рейтинг@Mail.ru