Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Как создать в школе комфортную образовательную среду?

Немецкие психологи считают эту задачу приоритетной в развитии школы и предлагают свои формы работы

Сегодня уже очевидно, что эффективный поиск новых путей развития школы невозможен без личной заинтересованности и учеников, и учителей в конструктивном взаимодействии. В этой ситуации особый интерес представляют разработки, позволяющие создать в школе комфортную среду обучения и общения. Об одной из них – технологии развития школы как института – рассказывает психолог-методист Инна Зелененко, которая в рамках двухстороннего сотрудничества Московского психолого-педагогического университета и Школьной психологической консультации города Мюнстера (Германия) познакомилась с опытом работы немецких школ.

Комфортность и активность

Вопрос, который возникает при первом знакомстве с технологией развития школы как института (для удобства обозначим ее аббревиатурой ТРШ): а как вообще подобная технология возможна? Ведь любая школа уникальна, и значит, у каждой должны быть свои особые задачи и свой путь развития.
Однако есть ценности, которые, как считают директора, апробирующие ТРШ, важны для всех хороших школ. К таким ценностям они относят комфортность образовательной среды, которая, по их мнению, должна быть одним из главных ориентиров развития. Логика здесь проста и понятна: если учителя и дети начинают ощущать себя в школе более комфортно, значит, школа развивается. В противном случае либо никакого развития не происходит, либо оно происходит за счет психологического здоровья участников образовательного процесса, что в конце концов сказывается на всем, в том числе и на образовательных результатах.
Но всегда ли повышение комфортности ведет к росту качества образования?
С одной стороны, в позитивной, безопасной атмосфере и детям, и педагогам значительно легче раскрыть свои способности. Вместе с тем комфортная образовательная среда – среда взаимного уважения и сотрудничества – оказывает положительное воспитательное воздействие и способствует сглаживанию противоречий, в том числе связанных с различием культур. (Кстати, изначально технология развития школы как института, о которой мы говорим, появилась в США как ответ на проблемы многонационального общества. А когда острота проблем снизилась, технология стала использоваться в Америке и других многонациональных странах в профилактических целях, а также в целях повышения качества образования.)
С другой стороны, при достижении определенного уровня комфортности развитие может прекратиться и перейти в стадию застоя, причем довольно быстро, если у педагогов не будет достаточно сильной мотивации к участию в преобразованиях. Так что комфортность – необходимое, но недостаточное условие для развития.
С учетом всего этого авторы технологии заложили в ее основание два главных принципа. Первый: каждый участник образовательного процесса имеет право на комфортное обучение и общение (иначе говоря: технология направлена на то, чтобы все педагоги и ученики могли реализовать свои права). А второй базовый принцип постулируется так: развитие осуществляется за счет реализации потенциала всех членов педагогического коллектива. Все должны быть вовлечены и мотивированы к активной деятельности!

Принцип взаимного дополнения

Работа по реализации ТРШ начинается с того, что администрация школы принимает решение и приглашает специально обученного консультанта. Отметим, что согласие на работу консультант дает только после того, как убедится в высокой мотивации руководства школы.
Какова роль приглашенного специалиста? Его основные задачи: помочь коллективу школы настроиться на работу по новой технологии и грамотно организовать рабочий процесс. При этом консультант следует особым правилам: с самого начала быть внимательным; держать каждую высказанную мысль (возвращаться к ней, заботиться, чтобы ничто не было упущено). Один из главных принципов его работы можно сформулировать как принцип взаимного дополнения. Этот принцип означает, что консультант позитивно относится ко всем высказываниям педагогов, с которыми начинает работать. Каждое мнение он рассматривает как элемент целостной картины, который необходимо включить в общую «канву» деятельности. Например, на первой встрече с консультантом педагоги высказывают свои соображения о предложении запустить процесс изменений в их школе. Как правило, позиции разные: кому-то эта перспектива нравится, а кто-то считает, что «ничего менять не нужно», поскольку у него на уроках и так все идет хорошо. В таких случаях консультант не ищет контраргументы. Вместо этого он может, например, обратить внимание консерваторов на то, что не у всех коллег дела обстоят так же замечательно, как у них. Возможно, они могли бы передать коллегам свои навыки успешной работы?
По сути, первая встреча посвящена актуализации потребности членов коллектива школы в комфортных условиях для работы и общения. И это очень важный этап, поскольку главной предпосылкой конечного успеха является принятие концептуальных принципов ТРШ всеми членами педколлектива.

Главное направление…

Следующий шаг – определение первоочередных задач, а также последовательности их решения: чего мы хотим? кто, что, как и в какие сроки будет делать? На этой стадии происходит процесс так называемой самоидентификации школы, учителя размышляют о том, какие вещи в школьной жизни они считают самыми важными. На решении каких проблем стоит сконцентрировать основные усилия? Поскольку взгляды педагогов зачастую не совпадают, для согласования позиций применяется довольно простая, но в то же время эффективная процедура. Суть состоит в следующем. На основании высказанных педагогами мнений ведущий рисует график, где отображает различные позиции в виде векторов, расходящихся из одной точки в разные стороны. Эти векторы символизируют возможные первоочередные направления развития школы (например, налаживание продуктивного взаимодействия учителей и учеников, развитие определенных навыков, повышение качества знаний…). Во время построения графика обсуждаются различные мнения, а затем каждому педагогу предлагается определиться: в реализации каких из обозначенных на доске задач он хотел бы принять непосредственное участие, например, в качестве члена тематической (проектной) группы? А так как невозможность «объять необъятное» всем очевидна, учителя выбирают одно-два направления работы. Ведущий отмечает эти выборы крестиками на соответствующих векторах. Тот вектор (или векторы, но не более двух), который «наберет» больше всего крестиков, показывает направленность наивысшей активности членов педагогического коллектива. Это и есть первоочередное направление развития школы на ближайший год. По другим направлениям создаются тематические группы, куда входят педагоги, проявившие высокую мотивацию к решению тех или иных задач.
Подобная процедура предполагает участие школьных администраторов и педагогов, что называется, «на равных», к чему администраторы иногда оказываются не готовы. Поэтому в процессе реализации технологии нередко бывают востребованы семинары для руководителей, которые способствуют развитию навыка переключения от руководящей позиции к равной и обратно.

Викинги или Колумб?

После того как основное направление развития выбрано, начинается этап конкретизации образа будущего и пути, по которому школа будет двигаться к осуществлению намеченных целей. Здесь тоже используются специальные процедуры и приемы, повышающие эффективность работы. Например, из нескольких метафорических сценариев развития событий членам педколлектива предлагается выбрать тот, который наиболее приемлем для них. Первый сценарий условно называется «Викинги»: люди находят себе вожака, садятся на корабль и плывут, не особо утруждая себя планированием будущего путешествия. Второй сценарий – «Титаник»: маршрут тщательно разрабатывается, но в результате рейс оказывается незавершенным. Третий сценарий – «Колумб»: как известно, этот путешественник собирался открыть новый путь в Индию, а попал в Америку. Поскольку все сценарии неидеальны, участники могут выйти за рамки этого выбора и придумать альтернативный вариант.
После утверждения сценария участники проецируют его на реальную ситуацию, отвечая на вопросы: кто играет у нас роль капитана? Есть ли у нас команда? Насколько детальным должен быть наш план? Эта работа позволяет посмотреть на будущее школы с иного ракурса, что способствует более глубокому осмыслению происходящего. И кроме того, в дальнейшем у педагогов будет дополнительный повод поразмыслить над тем, достигли ли они того, чего хотели. Примечательно, что в реальности развитие событий часто напоминает историю Колумба: то, что казалось самым значимым вначале, постепенно уходит на второй план, а на первый выдвигаются другие задачи.

Два круга

Реализация ТРШ предполагает, что весь коллектив периодически собирается для планирования и корректировки работы по главному направлению развития школы. То, как часто будут происходить такие сборы, педагоги решают самостоятельно. Сборы тематических групп также регламентируются во времени, причем каждая встреча идет по определенному алгоритму: сначала обсуждается «Что было сделано?», затем – «Где (на какой стадии) мы находимся сейчас?» и «Каков наш следующий шаг?». А завершается все принятием решения о предстоящих действиях, сроках и субъектах (исполнителях, а также тех, в отношении кого осуществляются действия). При этом в фокусе внимания всякий раз удерживается центральный вопрос: «Для чего мы проводим эту работу?»
Вдобавок к этому планируются встречи тематических групп с коллективом школы, которые проводятся по особой методике «Два круга» (другое ее название – «Аквариум»). Методика помогает педагогам лучше понять ситуацию саморазвития школы и более продуктивно участвовать в этом процессе. Каким образом?
События разворачиваются так. Вначале представители проектной группы размещаются в центре зала, оставляя один из стульев незанятым. А остальные педагоги оказываются в роли внешних наблюдателей. Так образуются два круга: внутренний и внешний. Во внутреннем круге проходит обсуждение текущего состояния дел по реализации конкретного проекта. Обсуждение идет по типичному рабочему алгоритму – «Что было?», «Что происходит сейчас?», Каков следующий шаг?» и длится ровно 20 минут. В обсуждение могут включиться и педагоги «извне». В этом случае учитель садится на пустой стул, и ему предоставляют слово. Когда отведенные 20 минут истекают, участники меняются местами. И начинается процесс «отзеркаливания»: бывшие «наблюдатели» делятся своими впечатлениями о том, что они только что услышали. А завершается все пятиминутной «корректировкой»: представители проектной группы снова располагаются во внутреннем круге и обсуждают вопрос: какие коррективы стоит внести в их планы с учетом полученной обратной связи? Участники проектной группы лишены возможности непосредственно полемизировать с остальными членами коллектива, но могут откликнуться на услышанное идеями и действиями, направленными на решение поставленных задач.

Высказывания «от “я”»

В функционал консультанта входит помощь педагогам в нахождении способов и средств достижения целей. Конечно, оказание такой помощи становится возможным благодаря высокой квалификации консультантов, которые хорошо знакомы с актуальной проблематикой образования и с современными образовательными методиками. И здесь хотелось бы отметить, что в немецких школах очень много внимания уделяется воспитанию самостоятельности и ответственности. С этой целью местные педагоги используют специальные методики, например, программу «Классный совет». Что она собой представляет? Попробуем пояснить это на примере. Если у ребенка возникает какая-то серьезная проблема, допустим, конфликт с другим учеником или даже учителем, он делает запись в журнале «Классного совета», а затем эта проблема обсуждается на совете. Обсуждение конфликта начинается только при условии присутствия обеих сторон и протекает по четким правилам. Так, одно из главных правил гласит, что все высказывания делаются «от “я”». То есть во время обсуждения не принято говорить, что, например, Андрей «поступил неправильно» или «надо поступать так-то и так-то». Форма «от “я”» предполагает иные речевые конструкции: «Когда Андрей рассказывал о том-то, у меня возникло чувство…», «Я в таких случаях предпочитаю действовать так-то…», «По моему опыту я знаю, что такие-то действия ведут к негативным последствиям». Следование этому правилу помогает вести диалог в конструктивном ключе. И кстати, правило «от “я”» касается не только «Классного совета», но также «Аквариума» и других процедур ТРШ.

В контакте с собой

Показательно, что практически во всех мероприятиях, проводимых в рамках реализации ТРШ, прослеживается направленность на развитие социальной и коммуникативной компетентности участников. Эта направленность проявляется и в стиле работы ведущего, и в тех правилах, в соответствии с которыми осуществляются отдельные процедуры (в частности, в принципах взаимодополнения, высказывания «от “я”»), в используемых форматах работы с педагогами и детьми. Например, во многих школах, работающих по ТРШ, применяется методика «Магический круг», которая непосредственно нацелена на то, чтобы развить в детях способность чувственного восприятия мира, умение понимать собственные эмоциональные состояния и то, как их поступки влияют на чувства и действия других людей.
Все это не случайные вещи. Дело в том, что принцип реализации прав всех субъектов образовательного процесса предполагает, что педагоги и ученики хорошо понимают собственные потребности, умеют различать и называть свои чувства. Если эти умения не развиты, то коммуникации с другими людьми будут нечеткими, ситуативно-неадекватными и как следствие – непродуктивными. И если вдуматься, то почти все наши проблемы так или иначе связаны с коммуникативными процессами. Вот и получается, что эмоциональная компетентность лежит в основе всего.

«Опережая» проблемы

Авторы концепции ТРШ исходили из того, что люди, умеющие понять себя, поймут и другого. А значит, овладев эмоциональной компетентностью, учителя будут более эффективно решать различные педагогические вопросы и задачи – индивидуально или в содружестве с коллегами, с учениками. К примеру, проблему плохого поведения на уроке лучше решать не как проблему поддержания дисциплины, а как проблему ребенка, который по какой-то причине не испытывает потребности познавать этот предмет либо его состояние не позволяет ему сосредоточиться. Если учитель понимает эти трудности, то обращается к ученику не с вопросом: «Почему ты плохо себя вел?», а, скажем, с вопросом: «Могу ли я тебе помочь чем-либо в освоении этого предмета?», «Знаешь ли ты, как стать более сосредоточенным на уроке, или тебе нужна помощь?»
Таким образом, реализация ТРШ предполагает, что в школе создается образовательная среда, где главная роль отводится конструктивным механизмам взаимодействия и воздействия. Причем механизмы внедряются с установкой «на опережение» типичных проблем. Например, мы знаем, что для подросткового возраста характерно снижение интереса к оценке, подросток охотно уделяет внимание одним предметам, а к другим учебным дисциплинам относится более формально, чем в младшем школьном возрасте. А программы по развитию эмоциональной, социальной и личностной компетентности («Волшебный круг» – одна из них) способствуют тому, что подросток начинает понимать причины «неравномерности» своего интереса к учебе. И это помогает ему обсуждать проблему снижения успеваемости с учителем, родителем или сверстниками в конструктивном русле, искать интересные для себя способы освоения конкретных предметов.

Передаются не только знания

В заключение скажем, что, как правило, консультант в течение нескольких лет работает с педагогами школы в самом тесном контакте (в режиме регулярных встреч). А в дальнейшем координацию процесса развития школы администраторы и педагоги начинают осуществлять самостоятельно, все реже обращаясь к помощи консультанта. И в этом также проявляется один из принципов ТРШ – принцип постепенной передачи полномочий, функций и навыков с одного уровня на другой. Например, от внешнего консультанта к педагогам, от педагогов к ученикам.

Рейтинг@Mail.ru