Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Заставить, принудить...

А ведь так хочется научить детей добру!

Вдруг возобновились дискуссии четвертьвековой давности: должна ли школа воспитывать, или ее дело – только учить? Обертона сегодня, конечно, немного другие: имеет ли учитель право прививать детям те или иные ценности, если в семье таковых не придерживаются; можно ли вообще доверять школьному воспитанию; и «пусть педагогика сначала сама разберется в своих целях и задачах». С другой стороны, о чем речь? «Воспитательные» предметы введены в новый стандарт, да и без всякого твердого указания в школах давно ведутся уроки любви к родному краю, курсы этики отношений, факультативы про иконы и прочие занятия, укрепляющие в молодых людях мораль и нравственность. Однако мы опять слышим: «Оградите!» – как когда-то уже слышали по поводу коммунистического воспитания в школе. Что происходит?
Письмо учителя из Белгородской области:
«С понедельника у нас в школе введен утренний молебен. То есть каждый понедельник мы вместе с детьми будем посещать церковь (она находится рядом со школой), уроки в этот день сдвигаются на полчаса. Родители написали разрешение, что согласны на посещение церкви, и теперь в начале каждой недели дети будут слушать добрые слова отца Владимира, которые помогут, может быть, нашим ученикам понять добро и учиться прилежно?»
Мы попросили прокомментировать это письмо специалиста, священника из города Минусинска Сергея КРУГЛОВА:
– Помолиться Богу перед таким важным делом, как учеба, – дело хорошее. Если, конечно, оно на самом деле желанное и добровольное – почему бы и нет? Но тут самое важное – нюансы. Маленький ли это приходской храм или большой собор в городе? Собирает ли их священник просто как своих, знакомых ему лично, детей, или это происходит несколько официально? А если кто-то идет вынужденно, время-то урочное, куда деваться – и так далее. Дело, получается, не такое уж простое.
…Все так: «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии», – записано в Конституции, в части «Закон о свободе совести», ст.3 п.5. О том же – в Законе «Об образовании», нашей настольной книге: «В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается», ст.1 п.5.
Так-то так, и тут тоже батюшка не в школе находится, правда, проповедует в учебное время. И тут будто не по принуждению, но каково это родителю – не подписать согласие. А если совсем добровольно и внеурочно – кто же тогда придет? А так хочется научить детей добру!
Это столь привычно: заставить, принудить, связать круговой порукой. Иначе не знаем, как донести высокие мысли. Говорим скорбно: так-то лучше, чем совсем ничего. И сдаем, сдаем детей на каждом шагу при каждом удобном случае.

Рейтинг@Mail.ru