Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2010
Третья тетрадь
Детный мир

Большое зимнее путешествие – прокладываем свой маршрут!

А что, если отправиться с детьми на каникулах по самым необычным музеям?

Ах, как любим мы эти предновогодние дни, томительные, восхитительные! И как ярко потом выстреливает новогодняя ночь!
И дальше – безвременье, на ощупь – нарождение нового. Время, когда все мы – как дети. Ждем, надеемся, верим – и радуемся, радуемся без особых на то причин. Вот только наше ликование быстро испаряется, ровно по календарю, а дети – дети постоянно охвачены счастьем бытия. И по своей счастливой природе, и потому, что у них – каникулы.
Важное время – каникулы. Долгожданное. Сколько всего задумано, запланировано, приготовлено! Хорошо ли вам, дети, интересна ли ваша жизнь на каникулах?
Независимо от ответа – наш проект «В музей зимой». Ведь это важно – посмотреть экспозицию, которая уведет  в другой мир, но такой, который по  настроению и образам
совпадает с ощущениями, переживаемыми сейчас. 

Чудеса стеклодува

Музей елочной игрушки

Новый год – это мерцание шариков на елке, разноцветные лампочки, гирлянды. Хрупкие стеклянные украшения древнего праздника. На Руси они, честно говоря, появились не так давно, со времен Петра Первого. Но сколько удивительных изменений претерпели с тех пор символические яблочки и виноградины (обещание изобилия и плодовитости), коими велено было украшать рождественские деревья.
Кого только не встретишь сегодня на новогодней красавице, от бородатого Деда Мороза до заграничного Микки-Мауса, от незатейливой шишечки до заморского ананаса. И все это роскошество – в Музее елочной игрушки (сайт http://www.klinvk.ru/, телефон 8-916-246-60-34) в Клину. Почему именно здесь? Когда-то на местном почтовом тракте в придорожных лавчонках скучающие путешественники охотно покупали незатейливые изделия местных стеклодувов. Потом появилась фабрика.
В фабричном музее вся история страны, все людские надежды и заблуждения, развешанные на колючих ветках. Невинные ангелочки со старинных дворянских елок, революционно настроенные рабочие и колхозницы эпохи индустриализации, бесстрашные самолетики, вылетевшие в мир в тяжелые военные времена, толстые кукурузные початки и космонавты, чем-то напоминающие ангелочков. Радостное узнавание игрушек, спрятанных в коробках наших бабушек: «И у нас такая же Баба Яга», «Точно как наш Дед Мороз». А в соседних залах – новейшие модные тенденции, зарубежные диковины. И конечно, технология чуда.
Раскрытие тайн производства не разрушает сказку, наоборот, делает ее еще более волшебной, увлекательной. Оказывается, невесомое, непрочное, прозрачное стекло получается из тяжелого серого песка. Вот мастерская стеклодува, какой она была двести лет назад. А рядом, за перегородкой, невозмутимые, почти равнодушные современники наши одним вздохом выдувают на глазах изумленных зрителей из длинных трубочек шары, шишки, сосульки. Старательные женщины раскрашивают их тоненькими кисточками, возникают от нежных прикосновений странно одинаковые снежинки, веточки, словно сами собой появляются, откуда-то с неба. Невидимой волной ложится полоска клея, шарик опускают в золотую крошку – готовы праздничные завитушки.
В завершение экскурсии – парад елок, разукрашенных в европейском или в восточном стиле, подвешенных к потолку, верхушками вниз (неплохое решение для малогабаритных квартир), футуристических и сентиментально-традиционных.
Насмотревшись на новогодние чудеса, хочется самому сотворить что-нибудь прекрасное. Каждому желающему выдаются только что «выдохнутый» мастером стеклянный шарик, кисточки, набор красок. Краски предлагают безопасные – гуашь. Но если сверху побрызгать ее лаком для волос, рисунок не сотрется и останется дома у кого-то на восхищение потомкам.
Во время экскурсии то и дело звучат мелодии из «Щелкунчика». И не только потому, что это самый новогодний балет в мире. Дом, где жил Чайковский, совсем рядом с музеем. Туда можно потом забежать на минуту и послушать музыку.
И уж совсем ненадолго самые начитанные гости Клина заходят в маленькую деревянную избушку на соседней улице – здесь несколько лет провел почти забытый сегодня Аркадий Гайдар. Чем же он не сказочник? Разве не обещанием чуда звучат строки из его книги: «И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить…»

В чем перевозят домового?

Музей русского валенка

Солнечный морозный день, звонко скрипит снег под ногами. А если эти ноги обуты в теплые, уютные валенки, можно бегать на улице, штурмовать ледяные крепости хоть до вечера, не боясь замерзнуть. Валенки – наша «национальная» зимняя обувь, как уверял кот Матроскин. Неуклюжие мягкие чуни соединяют нас с какими-то древними сказочными героями, с лесными жителями. Вот и Дед Мороз с подарками в валенках приходит.
Чтобы окунуться в сказку (выучить, например, заклинание для перевозки домового в валенке из старого дома в новый), а заодно познакомиться с технологией производства чудесной обуви, стоит отправиться в Музей русского валенка. Таких необычных музеев на самом деле несколько: два крупных, в Москве и в Мышкине, а также множество мелких, открывшихся в последнее время поблизости от возрождающихся «валеночных» фабрик и мастерских. В залах Музея валенка всегда уютно пахнет лавандой (лучшее средство от моли, как известно) и шерстью (традиционный валеночный материал и любимая еда крылатых мошек). Настроение – волшебно-праздничное от нарядных игрушек, елочек, разноцветных тесемок.
Самый старый Музей валенка, ему как раз 10 лет недавно исполнилось, в маленьком волжском городе Мышкине (сайт музея – http://www.myshkintour.ru/, телефоны 8-48544-28-135; 8-48544-22-777). Серые (это местный фирменный окрас, такого уж цвета знаменитые романовские овцы) тупоносые старинные валенки (самому древнему больше ста лет), дизайнерские модели – специально для футболистов и хоккеистов, валенки-зверушки с ушками на голенище и глазками на носочках. Да и просто валяные мышки, ежики, лошадки. Ребята видят весь процесс «вылепливания» валенка из шерсти, как кувшина из глины. А потом могут сами сотворить в мастерской льняную куколку-оберег. Все же в валенках домовые живут, нечисть всякая, того и гляди заведется. Без талисмана не обойтись!
Второй Музей валенка – помоложе и пореалистичнее, в Москве, во 2-м Кожевническом переулке, недалеко от метро Павелецкая (сайт – http://www.gorizont.org/muzey/, телефон 8-910-402-59-13 115114). В комнате старого мастера табличка «Трогать руками – обязательно!»: можно погрузить пальцы в мягкую овечью шерсть, почувствовать тяжесть ухвата с настоящим чугунком, повесить на плечи коромысло с новенькими валенками – так их носили когда-то по базару, разглядеть удивительные машины для обработки материала. И множество дизайнерских выдумок: валенок-жених и валенок-невеста, валенки-сандалии. Насмотревшись всяческих диковин, ребята помладше могут своими руками украсить новенькие заготовки будущей обуви: вышить бисером, пайетками, расписать маркерами (маркеры лучше принести с собой, в музее предлагают высохшие). Для людей постарше, подростков, учителей, родителей – мастер-класс по валянию из шерсти.

Прадедушка комиксов

Музей народной графики «Русский лубок»

Страшное для уха советского человека слово «Лубянка» звучало когда-то радостно и весело. Здесь процветал лет триста – четыреста назад лубочный промысел – производство раскрашенных картинок с рифмованными подписями. Сказочные сюжеты, рыцарские легенды – на забаву детям, юношеству, политические новости, поучительные истории – для взрослых. Библейские притчи, модные наряды, рассказы о дальних странах и неведомых зверях – на любой вкус.
Сегодня поблизости, в Малом Головином переулке, работает Музей народной графики (сайт – http://www.russianlubok.ru/, телефон 8-495-608-51-82), в котором собраны старинные народные лубки и рисунки художников, работавших в лубочной манере. Почти все экспонаты – из коллекции московского собирателя, ныне директора музея Виктора Пензина.
Здесь посетителям расскажут, как долгими зимними вечерами работали над созданием ярких картинок из черно-белых печатных оттисков целые семьи. Родители о материалах заботились, мелкие детали прорисовывали, общее руководство осуществляли. А дети раскрашивали – в свое удовольствие и ради заработка. Каждому своя краска полагалась: старшим – красная, с нее начинали цвет класть, малиновая – для настроения, создания образа; младшим – фиолетовая, коричневая, их накладывали позже, для контраста, для фона.
С каким удовольствием современные ребятишки, наслушавшись старинных историй, наглядевшись на лубочных королевичей и медведей, усаживаются за длинный стол и начинают, по примеру прежних поколений, раскрашивать гордых петухов, хозяйственных мышек. И вот что странно: оттиски у всех в руках одинаковые, краски, кисти на столе одни и те же. А рисунок у каждого особенный выходит: задорный, грозный, печальный… Лучшие работы экскурсоводы просят подписать и подарить музею – их размещают на особом стенде, возле которого посетителей не меньше, чем возле исторических раритетов. Но не каждый мастер соглашается… Уж больно хочется лубок домой принести, красоту такую…

Все ароматы праздничного пирога

Музей хлеба

С самого детства у любого из нас воспоминание о празднике накрепко связано с запахом сдобного теста. Какая-то древняя память, магия семейного очага до сих пор заставляет даже современных суперзанятых хозяек отложить накануне все дела, поставить опару, поколдовать над начинкой и выставить торжественно перед домашними красавец-пирог – круглый, поджаристый, исходящий паром и непередаваемым праздничным ароматом.
Блюдо с пирогом главенствует на любом семейном торжестве, вокруг него собираются все поколения родни. Так же, целыми семьями, приходят и в Санкт-Петербургский музей хлеба (http://www.museum.ru/bread/). Иногда даже незнакомые до тех пор семьи договариваются через интернет, чтобы пойти целой компанией. Конечно, интереснее всего здесь детям. Уже при входе их встречает выстроенная из сушек высоченная мельница. А рядом русская печка с большой хлебной лопатой (наконец стало понятно, на какую лопату Баба Яга заманивала Иванушку!). Вот ступа с пестом, чтобы толочь зерно, когда поблизости нет мельницы (какая огромная, вполне годится как летательный аппарат).
Совершенно зачарованные, дети с родителями переходят в царство хлеба во всем его разнообразии. Французские булочки, сайки, калачи, крендели – чего только нет. Но самый удивительный – кнеккерброд, скандинавская лепешка. Плоская, круглая, темно-коричневая и с дыркой посередине, чтобы подвешивать на веревочке к потолку.
Больше всего, конечно, маленьких посетителей притягивает сдобно-кондитерская часть экспозиции, где воссоздана лавка «колониальных» товаров, торговавшая чаем, печеньем, пряностями, конфетами – и все это упаковано в такие яркие коробки! Мамы же чаще останавливаются у витрин с кухонной утварью и посудой, у чайного стола, нарядно сервированного для дамского чаепития. Почему именно дамского? Потому что у каждого прибора стоит изящная фарфоровая чашечка, а мужчины чаевничали только держа в руках стакан в подстаканнике. То есть даже в использовании посуды подчеркивался статус главы семьи.
Да, многое изменилось с тех неторопливых пор.
И папы стали попроще, подемократичнее – музейщики говорят, что когда семья идет по залам с маршрутным листом, куда нужно вписать правильные ответы, найдя их в экспозиции, непосредственнее всего ведут себя главы семейств. Они мгновенно преображаются в азартных мальчишек и конкурируют со своим ребенком за право выполнить задание.
И чай мы пьем на ходу из каких попало кружек. И хлеб почти всегда покупаем в супермаркете, а не ставим тесто с ночи. Но есть в году несколько заветных дней, когда без домашнего пирога не обойтись, иначе праздник будет не настоящим.

Лучина, свеча, керосиновая лампа...

Музей «Огни Москвы»

Почти в каждом пакете с предпраздничными декабрьскими покупками наверняка обнаружатся самые разные декоративные свечи или елочная гирлянда, стилизованная под старинные фонарики. Иногда мы, сами не понимая того, продолжаем какую-то традицию, родившуюся задолго до сегодняшнего дня. Так откуда же всплывает в нас эта потребность наполнить на Новый год свой дом живым, колеблющимся светом свечи? За ответом можно отправиться в музей «Огни Москвы» (http://www.moscowlights.ru/). И узнать, что уличный фонарь действительно был атрибутом праздников. Впервые они появились в центре Москвы в 1730 году и зажигались лишь по торжественным поводам. Еще одним символом праздника была иллюминация. Но не такая, как сегодня, а шкаликовая. Небольшие стаканчики из цветного стекла – шкалики, в которые наливали масло и помещали фитили, – устанавливали в деревянные рамы и расставляли на самых заметных зданиях. В 1856 году таким образом подсвечивали Сухаревскую башню. Для того, чтобы мерцающий разноцветными огнями силуэт башни засиял на темном московском небе, потребовалось 27 тысяч шкаликов, зажигали которые 549 рабочих.
Зрелище для того времени было фе­ерическое. Представить себе это непросто, находясь в ярко освещенном месте. Поэтому экскурсия спускается на нижний этаж палат XVII века, гаснет свет, казавшийся до тех пор таким привычным и обыденным. Экскурсовод зажигает свечной фонарь, по старинным сводам мечутся тени, витрины у стен почти скрываются во мраке. А свечи, между прочим, могли позволить себе далеко не все, в крестьянских домах зажигали лучину, при которой можно лишь с трудом различить контуры предметов. Зато когда экскурсовод зажигает светильники, имитирующие масляный, потом газовый фонарь, а следом – керосиновую лампу, у ребят вырывается радостное «ах!», они оценили, что такое свет, побыв во тьме всего несколько минут.
Возможно, свеча, ее теплый живой свет в праздничную ночь протягивает ниточку памяти в прошлое. Когда свечи были не только украшением и утилитарным источником света, но и почитаемым атрибутом праздничных ритуалов. В Чехии девушки гадали, пуская по воде ореховые скорлупки с горящими в них свечами. В Киевской Руси, праздновавшей Новый год 1 сентября, справляли женитьбу свечки, наряжая дерево лентами и огнями. В Румынии на Новый год полагалось в горшок, наполненный зерном, поставить свечи по количеству членов семьи, тогда год будет плодородным и благополучным для всех родных.
Узнав об этих обычаях, ребята с увлечением разрисовывают свечи и стеклянные подсвечники на мастер-классе тут же, в музее. Чтобы в новогоднюю ночь зажечь свой огонек на праздничном столе. 

Пешком по лабиринту времени

Дарвиновский музей

Тридцать первое декабря заканчивается. Часовая и минутная стрелки сближаются, на календаре в одно неуловимое мгновение меняются все цифры. Спираль времени начинает новый виток. И наверное, каждый, кто в этот миг слушает бой курантов, не только желает окружающим счастья в будущем, но и оглядывается в прошлое. В Новый год время становится почти осязаемым, оно в эту ночь – главное действующее лицо.
Хотите продлить это ощущение движения в мощном и неостановимом потоке? Побывайте в Государственном Дарвиновском музее (http://www.darwin.museum.ru/). Путешествовать в глубь веков и даже эпох можно по-разному. Например, на космическом корабле. Садитесь в кресло пилота, берите в руки штурвал-джойстик – и вперед, в виртуальную реальность каменноугольного периода. Только, управляя кораблем, уворачиваясь от метеоритов и огибая стволы гигантских хвощей, не забывайте рассматривать древних животных, летающих, ползающих и плавающих вокруг. Трехмерная графика, объемный звук создают захватывающую иллюзию путешествия во времени, когда смотришь во все глаза, боишься пропустить что-то интересное и выпасть из кресла на крутом вираже – потряхивает очень убедительно.
Незабываемо, но дальше уж лучше по старинке, пешком. Отправляемся в экспозицию «Пройди путем эволюции». В начале этой интерактивной «тропы» нас окружает мир, который был на планете три с половиной миллиарда лет назад. Очень тогда было неуютно, даже на сушу не выйдешь – озонового слоя нет. Поэтому идем по металлическому коридору, за стенками которого плещет вода, а в иллюминаторах видны куски породы, дошедшие до нас с тех времен. Их можно потрогать, как и многие другие экспонаты – подлинные и специально сделанные муляжи.
А вот и старые знакомые, трилобиты, мы уже виделись во время виртуального путешествия. Доходим до эпохи, когда жизнь вышла на сушу, и металл стен сменяется гигантскими растениями, среди которых прячутся древние животные. Их трубный рев и рычание заполняют помещение. Наверное, это мимо пробежал тираннозавр, вот, кстати, и отпечаток следа его детеныша. А рядом копия зуба этого свирепого динозавра – длиной с человеческую ладонь. Можно потрогать. И лицемерно вздохнуть, что они уже вымерли: судя по зубу, они были не самыми доброжелательными соседями по планете.
По ходу тропы посетителям то и дело предлагаются вопросы. Выберешь неправильный вариант – попадешь в тупик; ответишь верно – продолжишь путь по лабиринту времени. Поэтому путь эволюции можно постигать самостоятельно, без всякого экскурсовода, медленно продвигаясь к выходу, где на стене виден рисунок древнего художника, изображающий мамонта. Значит, дальше на ленте времени уже не эволюция, а история.
Тот, кто устал от такого стремительного движения сквозь время, может заглянуть в инсектарий, полюбоваться живыми бабочками, огромными мохнатыми пауками-птицеедами, палочниками, тараканами ростом с толстого воробья – все они остаются в неизменном виде с тех пор, как мы, люди, на планете еще не появились. Для них время будто остановилось.
А мы мало того что стремительно эволюционировали, так и сейчас вечно спешим, бежим по своим делам, меняем планы, опаздываем… Пока не наступит очередной Новый год и мы на несколько мгновений не замрем, завороженно глядя на сходящиеся стрелки часов.

Маршрут прокладывали Людмила ПЕЧАТНИКОВА и Елена КУЦЕНКО

Рейтинг@Mail.ru