Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Казанцев Владимир

Стыдим, обвиняем, запугиваем...

Мы сами создаем детям среду, в которой удобнее не иметь достоинства

«Чтобы в школе не было драк, детям там должно быть хорошо, тогда они будут хорошими» –  эта фраза часто звучит, хотя думают обычно в обратном порядке: хорошо в школе, где нет драк. Такую школу родители ищут, но редко находят, даже в самых дорогих вариантах.
Злоба в глазах детей не от толстого/тонкого родительского кошелька, враждебность не от разницы в благосостоянии семей, а агрессия
не обязательно плохим влиянием обусловлена. Это что-то не то с внутренним миром наших детей, раз физические аффекты и порывы воспринимаются ими как само собой разумеющееся, а благородство и уважение выглядят в их глазах неестественно. Как-то неправильно это: мы учим детей выживать, а они тем временем жить разучиваются.

«Наверное, моя глупость не вся излечилась…»

Учительница, очень хорошая, рассказывает: «На уроке в третьем классе товарищ, направляющийся к доске с тетрадью, по дороге толкнул девочку, спокойно делавшую задание. Вывих плеча и ушиб! На вопрос: «Зачем ты это сделал?» – слеза. И ответ: «Она меня тоже толкала». Так что у меня сегодня травмпункт, завтра опять акты, родители и все сопутствующее». Опять – это потому что накануне у этой учительницы мальчики перемазали друг друга «корректором», и к концу дня бабушка одного из них размахивала штанами, требовала компенсации причиненного ущерба. Третьего дня тоже что-то подобное происходило. И кто же считает такие мелочи в общении детей, как обзывательства, грубость – словесные унижения. А кто слышал, как один ребенок похвалил другого или хотя бы поблагодарил без принуждения?
Первое, что приходит в голову, – такие мы даем детям примеры. Стыдим, обвиняем друг друга, стремимся уколоть, резануть, хлестнуть, запугать – причинить эмоциональную боль. И как в ответ на эти «вдохновляющие пинки» не стать бесчувственным и бесстыдным? И с чего бы проявиться состраданию, если в такой среде выгоднее выглядеть опасным и «отмороженным»? Часто человек просто не может позволить себе «растаять».  Или сожалеет о проявлении человеческого.
Рассказывает молодой человек: «Когда мне было 12 лет, нас отправили в колхоз, я там в первый раз серьезно подрался. Мы шли вдоль неглубокого арыка. В один момент какую-то девочку начали толкать сначала в полушутку, а потом остервенело. С главным зачинщиком я и сцепился. Я ему разбил в кровь нос и поставил огромный фингал, а сам вот от неумения драться сломал руку. Лучше бы мне разбили нос и поставили фингал! Рука срослась неправильно. Чтобы правильно, ее надо снова сломать. Она периодически болит, не во все стороны могу ее повернуть. Ноет в плохую погоду, трудно переносит тяжести. Но это не главное, о чем я хочу сказать. А главное вот: а наплевал бы на них, рука бы не болела. Зачем непременно нужно кому-то что-то доказывать? С какого пня нужно пытаться донести до каких-то дурачков правоту, они же все равно не поймут. Доказывать этим что-то себе? Это же странно, что тебя могут задевать действия тех, кого ты сам не уважаешь. Анализируя это событие уже извне, я вспомнил, что за несколько секунд до этого хамства в моих руках был молоток, но его  забрали. А если бы не забрали? И сам факт, что я часто вспоминаю об этом, означает, что, наверное, моя глупость не вся излечилась».

О «глупости» и просто невежестве

Разбирая подобные ситуации, люди обычно углубляются в причинно-следственные отношения: если бы да потому что. Звучит всегда рационально.  Например, по поводу плохого поведения человека чаще всего ссылаются на плохую наследственность: это гены, ничего не поделаешь. Или гормоны. Между тем психологам известно: как поведет себя человек – результат как минимум трех составляющих: генов, усвоенных стереотипов и текущего эмоционального состояния. Иначе говоря, любой ген, связанный с поведением, проявляет себя не вообще, а в социально-культурном контексте. Ну а заданность фона – это ответственность окружающих. В одном случае приемлемы такие отношения в окружении ребенка, в другом – другие, вот и смотрите, считайте. Хотя бы до одного. До одного порядочного человека в пространстве детской жизни. Этого бывает достаточно. Возможно, таким взрослым являетесь вы.
Человеком, понимающим,  что каждый рождается с определенными задатками, но сам свободно решает, как с ними поступить. Покориться им, превозмочь, развить в себе то, чего нет, или «закопать» возможности.  Одно только и надо – не давить, не душить мнениями, дать разобраться с собой.
И второе помнить: все люди чувствительны к социальным установкам, принятым в обществе, хотя кто-то больше, кто-то меньше. Это только кажется, что «ему хоть кол на голове теши» – не доходит. Доходит, но не на словах. Доходит, но не сразу.
Взрослый, у которого нравственные установки есть, есть воля им следовать, создает вокруг себя атмосферу, благоприятную для самого «безнадежного отморозка» в классе.

Рейтинг@Mail.ru