Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Ветров Максим

Не льготы, а равные права

Станут ли вузы доступными для инвалидов?

В РИА «Новости» состоялся круглый стол на тему «Вузы без барьеров», приуроченный к Международному дню инвалидов, который был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 14 октября 1992 г. и с тех пор отмечается ежегодно 3 декабря.
В дискуссии приняли участие ректоры столичных и региональных вузов, для которых главным стал вопрос: как помочь ребятам с ограниченными возможностями здоровья максимально раскрыть свои способности в период обучения в вузе и после его окончания?

Как создать условия для обучения?

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, Российский союз ректоров в течение нескольких последних лет реализует программу «Талант преодоления» для учащихся старших классов с различными нарушениями здоровья, в рамках которой проводятся конкурсы, разрабатываются аудио- и видеоматериалы, ведущие ученые читают лекции, транслируемые в сети Интернет.
Учащиеся-инвалиды принимают участие в олимпиадах школьников, по результатам которых многие из них поступают в вузы.
Однако собравшиеся подчеркивали, что зачисление таких ребят лишь первый шаг им навстречу, в дальнейшем необходимо создавать условия для их обучения.
Речь идет о пандусах, лифтах, других специальных приспособлениях для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
И если новые здания строят с учетом потребностей инвалидов, то в старых возникают проблемы: требуются реконструкция и перепланировка.
Ректор Государственного университета – Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов призвал своих коллег определенную часть средств (например, 20%), запланированных на ремонт, направлять на обеспечение условий для обучения студентов-инвалидов.
Также, по словам Я.Кузьминова, необходимо создать условия в общежитиях для таких учащихся, а в идеале, по его мнению, необходимо строить «микрокампусы» с минимальными расстояниями от общежития до места учебы.
Правоту его слов подтвердили студенты-инвалиды, по словам которых, наибольшие проблемы у них связаны с проездом. Некоторым даже приходится прибегать к услугам так называемого «социального такси», однако, как отметила студентка Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Федорова, таких машин очень мало, время их работы крайне ограничено, а делать заказ приходится заранее, что создает неудобства.
Помимо комфортной инфраструктуры для учащихся с ОВЗ необходимо разрабатывать специальные учебные программы и методики, покупать особое оборудование и учебники.
Примером может служить МГТУ им. Баумана, где с 1935 года действует факультет для глухих и слабослышащих. В настоящее время на нем обучаются более 300 человек. Для их успешного образования созданы все необходимые условия: разработаны специальные методики подготовки, используется особое оборудование. При факультете действует подготовительное отделение. Первые два года ребята учатся отдельно от других, а с третьего курса – вместе со здоровыми сверстниками. По словам вице-президента этого вуза Игоря Федорова, выпускники с нарушениями слуха востребованы на сто процентов. Уникальный опыт Бауманки по обучению глухих и слабослышащих перенимают специалисты из США, Японии, Китая.
«Но если в области образовательной реабилитации мы достигли больших успехов, то медицинское сопровождение у нас поставлено гораздо слабее», – констатировал Игорь Федоров.
Тифлоинформационный центр по работе с незрячими и слабовидящими учащимися действует в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского. По словам декана финансового факультета НГУ Вячеслава Ясенева, в этом центре обучаются студенты с нарушениями зрения из разных вузов, оказывается помощь другим университетам в работе с этой категорией учащихся.
За время работы центра в нем было подготовлено 7 кандидатов наук из числа инвалидов по зрению,
По словам проректора Московского горного университета Юрия Дмитрака, издание пособий на языке Брайля (для слепых и слабовидящих) стоит сотни тысяч рублей. Поэтому компьютер, по его мнению, должен стать главным средством социальной адаптации для ребят с нарушениями зрения. Однако в России нет специальных учебных компьютерных программ для слепых, приходится пользоваться американскими, которые «читают» тексты не на всех иностранных языках. Правда, студенты московских вузов, которые обучаются по специальности «информационные технологии», пообещали решить эту проблему.

«Доступная среда»

В ноябре этого года специалисты МГУ провели исследование, в котором приняли участие 8 тыс. студентов-инвалидов из 214 вузов. Как выяснилось в результате опросов, наиболее распространенными формами поддержки учащихся с ОВЗ являются дистанционное обучение (его используют 25% вузов), а также создание безбарьерной среды и применение индивидуальных программ обучения (по 18%). Около 12% вузов оказывают студентам-инвалидам материальную помощь. Каждый десятый вуз издает специальную литературу для учащихся с нарушениями здоровья, создает для них условия в общежитиях, обеспечивает медицинским и санаторным лечением, оказывает психологическую помощь.
Однако в этом разнообразном списке отсутствует, может быть, самая главная мера, связанная с содействием в трудоустройстве выпускников вузов, имеющих ограниченные возможности здоровья.
По словам Я.Кузьминова, доля инвалидов, ведущих полноценную дееспособную жизнь, в России в несколько раз ниже, чем в западных странах.
«Между тем такие люди способны достичь потрясающих результатов, если им предоставить возможность. Надо помогать инвалидам не только при поступлении в вузы и в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни», – считает ректор ведущего экономического вуза.
Участники «круглого стола» высказали ряд предложений на эту тему, в частности о сотрудничестве вузов с отраслевыми объединениями работодателей и о налоговых преференциях для тех организаций и предприятий, которые обеспечивают инвалидов рабочими местами.
По словам Виктора Садовничего, ректорское сообщество подготовило ряд предложений по дополнению программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы мерами по совершенствованию политики в области трудоустройства квалифицированных инвалидов. Причем, как подчеркнул ректор МГУ, «речь идет не о пресловутых льготах, а об обеспечении равных прав» при приеме на работу данной категории граждан.
Кроме того, ректоры настаивают на включении в данную программу раздела о создании доступной среды в области профессионального образования.
Дело в том, что основной акцент в программе сделан на развитии школьной инфраструктуры, и это не случайный «перекос». По данным Министерства здравоохранения и социального развития, сегодня только в 2% российских школ есть пандусы и другие элементарные условия для детей-инвалидов, к 2015 году эта цифра должна быть увеличена до 20%.

Барьеры не в подъездах, а в головах

Однако, как справедливо отметил декан дефектологического факультета Мос­ковского государственного педагогического университета Борис Пузанов, «нас должно беспокоить не столько отсутствие пандусов в подъездах, сколько отношение чиновников к проблемам инвалидов».
«И если сломать барьеры в головах чиновников, тогда у нас сразу появятся специальные подъемники и другие условия для людей с ограниченными возможностями здоровья», – убежден Пузанов.
Его позицию разделяет руководитель проекта «Социальный навигатор» Ирина Ясина, по мнению которой, необходимо менять отношение общества, и прежде всего педагогов, к этой проблеме.
По ее словам, учителя боятся работать с детьми-инвалидами, «ничего не хотят слышать про инклюзивное образование», и «пока эти дети заканчивают школу только благодаря усилиям своих героических родителей».
По мнению участников дискуссии, необходимо включить в стандарты педагогических вузов модули по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ.
Однако, как убеждена специалист Департамента по делам инвалидов Мин­здравсоцразвития Галина Селиванова, учителя должны овладеть не только приемами и методиками обучения детей с ОВЗ, но также азами медицинской реабилитации и особенностями взаимодействия с родителями таких ребят.
Завершая тему толерантного отношения к инвалидам как залога их успешной адаптации в обществе, важно отметить тот факт, что Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., в отличие от других стран, в числе которых – Намибия, Панама, Парагвай, Перу и Нигерия.
Между тем данный документ представляет собой первый всеобъемлющий договор в области прав человека XXI столетия и знаменует собой «смену парадигмы» в том, что касается отношения и подходов к инвалидам.
В Конвенции разъясняется, каким образом все категории прав могут быть применены к инвалидам, и указываются области, которые требуют внесения изменений, позволяющих лицам с ограниченными возможностями эффективно осуществлять и по необходимости защищать свои права.
И пока Россия остается вне этого документа, не следует надеяться на то, что все вузы распахнут свои двери для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Не случайно каждая приемная кампания в последние годы сопровождается обвинениями льготников в том, что они «заняли все бюджетные места в вузах», хотя на поверку, по данным Рособрнадзора, эта категория стабильно составляет не более 4% от общего числа абитуриентов.
Кроме того, в новый законопроект «Об образовании» вносились изменения, фактически отменяющие право инвалидов на внеконкурсное поступление в вуз. Останутся ли они в окончательной редакции документа, пока неизвестно.
Поэтому было бы преувеличением расценивать дискуссию в РИА «Новости» как шаг вперед на пути реализации прав инвалидов. Хотя, безусловно, высказанные в ходе обсуждения предложения могут оказаться полезными для вузов, действительно стремящихся к образованию без барьеров – во всех смыслах этого слова.
По словам В.Садовничего, рекомендации участников «круглого стола» будут направлены в Совет по делам инвалидов при Президенте РФ.

Рейтинг@Mail.ru