Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2010
Третья тетрадь
Детный мир

Чем укрепляется детская воля?

Симон Соловейчик.
Из книги «Педагогика для всех»

Спрашивают: «Что делать? Мой такой безвольный!» Все мечтают о волевых детях. Мы так и говорим: «Но усилием воли он заставил себя». Как будто два действующих лица в каждом из нас, как будто желание – мое, а воля всегда чуждая мне.

Желания возникают и пропадают, а воли складываются, вычитаются, соединяются, умножаются – совсем как физические силы. Родители могут прибавить свою волю к воле ребенка, а могут вычесть свою волю из детской – бывает, ничего и не остается. Подавленное существо, не смеет ни думать, ни желать.

Воля – напряжение желания. Но что важно: желание растет с уверенностью человека в себе и в своем представлении о мире. С уверенностью, которая дается опытом и знанием. Это важный закон. Нельзя, чтобы чувство или уверенность равнялись нулю, – тогда волевое усилие невозможно. Заставляя сына-школьника сесть за уроки, мы упрекаем его: «Безвольный! У тебя совсем нет силы воли!» На самом деле у него нет не воли, а веры, уверенности в том, что его усилия к чему-нибудь приведут. Волевое усилие в этом случае практически невозможно – хоть кричи, хоть бей, хоть сам плачь, хоть доведи до слез ребенка. Надо увеличить веру в результат, в успех – уговорами или помощью.

Иногда родители заманивают ребенка посулами. Однако и в этом случае решающим является уверенность, вера в то, что его не обманут. Примерно того же добиваются родители, когда они угрожают суровыми наказаниями за плохие отметки – ребенок садится за книги, чтобы избежать наказания, – в этом результат, в который он верит. Так, собственно, учит школа: она наказывает за невыученные уроки плохими отметками. Когда их ставят справедливо, ребенок уверен в том, что за невыученный урок он получит плохую отметку, за выученный – хорошую, и он способен на волевое усилие. Когда же он не верит в справедливость отметок – «Учи не учи, все равно больше тройки не поставят», – он перестает заниматься. Потому что это противно человеческой природе: уверенность, равная нулю, уничтожает возможность волевого усилия.

Чтобы ум и умственные способности развивались, ребенок должен верить в успех своих занятий или хотя бы в справедливость учителя.

Но лучше другой путь: через чувство, интерес к учению. Если у ребенка не хватает воли, мы стараемся вызвать интерес, и чем больше будет интерес, тем легче ему садиться за уроки. Когда есть интерес, воля растет как бы сама собой, так что ее трудно назвать волей. И это самый верный способ учиться.

…Мы часто восхищаемся трудоспособностью великих людей, нам ставят их в пример: вот, мол, человек всю жизнь отдал искусству, науке, борьбе. Гении действительно великие труженики, но, как правило, им не приходится заставлять себя. Когда работают все три составляющие: воля, чувство, вера – тогда и получается гениальная личность.

Рейтинг@Mail.ru