Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Зачем школьникам даются домашние задания? Очевидно, чтобы закрепить изученный на уроке материал. Но зачем «закреплять» материал тем ученикам, которые уже твердо его усвоили на уроке? А как закреплять материал тому, кто на уроке ничего не понял? И что делать с тем, кто не хочет ничего «закреплять»?
Перед сторонниками технологии индивидуального обучения (ТИО) эти вопросы не стоят, поскольку, с их точки зрения, обязательных для всех домашних заданий в школе не должно быть. Более того, в их понимании домашнее задание – это не принудительная обязанность, а поощрение, которое еще надо заработать. И как показывает опыт, на занятиях педагогов, использующих ТИО, 70–75% учеников начинают сами просить задания на дом (по разным причинам: одним просто нравится сам процесс преодоления трудностей, другим хочется побыстрее закончить тему, третьи хотят обогнать по времени своих товарищей…). При этом каждый работает в своем темпе и получает свое индивидуальное домашнее задание, что во многом решает проблему учебной нагрузки. О том, как конкретно выстраивается подобный учебный процесс, читайте в статье заслуженного учителя РФ Юрия Макарова «Домашнее задание не обязанность, а поощрение» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 7 за 2010 год).

Известно, что социально-экономическая нестабильность существенно повышает риск эмоционального выгорания у представителей так называемых коммуникативных профессий. Сегодняшнее время едва ли можно назвать стабильным. А значит, в современных школах на первый план выходит задача профилактики эмоционального выгорания педагогов. О ключевых моментах организации этой работы рассказывает психолог Ольга Хухлаева в статье «Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2010 год).
Автор делает акцент на необходимости создания в школе механизма социальной поддержки.
В школе эта поддержка проявляется прежде всего в атмосфере межличностного доверия, в преобладании сотрудничества над конкуренцией, в наличии близких неформальных связей, в уверенности, что тебе помогут в трудной ситуации, а также в возможности выйти из привычной роли. Еще одно важное направление профилактической работы – информирование педагогов о том, что такая проблема эмоционального выгорания не только существует, но и вызвана объективными причинами – работой в сфере «человек – человек». Некоторое время стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. «Однако прежде надо подготовить учителей к этому, – отмечает Ольга Хухлаева. – Школьному психологу следует провести с педагогами беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики».
При этом особое внимание требуется учителям, которые более других подвержены эмоциональному выгоранию. В группу риска входят педагоги со сниженной или нестабильной самооценкой, склонностью к интроверсии (направленностью интересов на свой внутренний мир), со слабым типом нервной системы (таким людям трудно выдерживать сильное эмоциональное возбуждение, они очень остро реагируют на стрессовые ситуации).

Оказывается, существует взаимосвязь между социальным статусом школьника в группе сверстников и его отношением к представителям других национальностей.
Как показало исследование, проведенное сотрудниками кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ, наиболее негативное отношение к дискриминации по национальному признаку отличает среднестатусных ребят. Высокостатусные школьники чаще высказывают согласие с установками на дискриминацию. Кроме того, как пишет Александр Чирков в статье «Взаимосвязь социального статуса и этнонациональных установок» («ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за 2010 год), ребята, занимающие лидирующие позиции в ученической группе, как правило, менее позитивно оценивают явление культурного многообразия и склонны придавать особое значение национальному фактору при анализе окружающего мира. Возможно, эти различия связаны с тем, что для завоевания и удержания высокого статуса ребятам приходится демонстрировать свою силу, жесткость, готовность к агрессивному поведению. И они выбирают типичный способ демонстрации подобных качеств: проявляют негативное отношение к тем, кто явно отличается от большинства сверстников из их ближайшего окружения.

Рейтинг@Mail.ru