Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Модернизация дает уроки. Абсурда...

«За одно яйцо гривенник, за два – пятак»

Меньше платить – больше задавать работы. Таков сегодня наказ управленцев. То есть в небольшой школе сократили психолога, социального работника, организатора, завуча по воспитательной работе. Теперь всю работу (вернее, всю отчетную писанину по этим направлениям) будет вести замдиректора по учебной работе. Разумеется, прощай настоящая учебная работа, как и вся другая. Остается лишь запрячь, нагрузить и пустить вскачь по всем направлениям классного руководителя. Эту должность, конечно, никто сокращать не собирается.
Видно всем: управленческая пирамида перевернута конусом вниз. Учитель – ее нижняя точка, врастает в землю, а основание покоится за облаками вопреки всем естественным и научным законам. Рассказывает вновь назначенный замдиректора школы по безопасности: «Первым делом мне дали список телефонов должностных лиц, курирующих службу в управлении образования и в администрации. В списке 15 непосредственных моих начальников».

«Просто ты не привыкла жить в обратную сторону»

В крупных городах другая проблема. Нельзя совмещать более полутора ставок, но ставки маленькие и найти на каждую человека – проблема. Однако все ставки нужно выбрать. Выход – мертвые души в штате. Подставляются. Кроят и режут, голову ломают: как и деятельность сохранить, и должность «правильно назвать», и о выполнении незаконного приказа по оптимизации штата отчитаться? Кто же будет отстаивать это: утверждение штатного расписания образовательного учреждения в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании»»находится в его компетенции. Руководители говорят: «Это все по-старому, а вот по проекту нового закона…»
А в итоге такая арифметика: 18 ставок сократили, два человека уволены, три поступили. И завуч по расписанию теперь электриком проведен, а электрика в случае чего можно вызвать за наличные. За наличные или за абонентскую плату будут вызывать и других «ремонтеров»: психологов, логопедов, дефектологов, организаторов мероприятий, айтишников. Где бы только деньги найти?

«Хочешь пойти ко мне в горничные? Два пенса»

Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова накануне 1 сентября обратилась к родителям: «Ребенка надо заставить учиться в школе. А учителя – учить в классе. Не давайте ему денег. Отстаивайте свои права. Дайте нам в рамках школьного урока то, что положено ему знать по школьной программе. Учитель должен давать знания, достаточные для успешной сдачи экзамена, непосредственно на уроке. Почему родители идут на поводу? И пока вы будете верить, что нужны дополнительные занятия, вы будете платить. А пока будете платить – учитель не будет учить на уроке».
Действительно, родителям бы такое зрение, как у чиновников: увидеть Никого, да еще на таком расстоянии! На русский по программе час в неделю, на физику два или один, на историю два. Учитель свидетельствует: «В 7 классе один урок включает темы: Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и её распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. Токугава». И заставьте, заставьте их учить и учиться!

«А знаешь, сколько стоит дым от паровоза?»

Только на обслуживание актового зала современной (читай – конкурентоспособной) школы нужен отдельный человек. Еще в престижных школах бывают шикарные стадионы и супер-спортзалы. Оранжереи цветут. И, как говорят учителя, «понтов много, школа теперь как выставочный центр». Что правда: куда ни приедешь, ни придешь, тебе покажут все что угодно, только с учителем поговорить не дадут: «У нас все стараются». Эти рудокопы мыслятся-числятся где-то под землей – что на них и смотреть, за что им платить.
Учитель информатики рассказывает: «Ни в какой инструкции не прописано, что учитель обязан быть организатором ППЭ. Но директор назначает, а потом учителями распоряжается начальник ППЭ. Кто заказчик ЕГЭ и кто это должен оплачивать? Есть региональные центры обработки информации, РЦОИ, но нам говорят: вы все равно на экзаменах своих сидели бы. Да, я на одном-двух экзаменах была бы в комиссии, а мы провели 40 часов ЕГЭ и делали все то же, что и в тех школах, где ППЭ не было. Работу оплатили только начальнику ППЭ, а я как оператор хоть и работала весь год над базами, хоть и подписывала бумагу «за несвоевременную или неудовлетворительную работу операторов штраф от 200 до 500 тысяч», – я не получила ничего, как и все учителя».

«Скоро мы придем не в ту сторону»

Зазеркальный народ сначала раздает пирог, а потом режет; там – «еще не укололась, а уже болит». Хотя потеря головы – это и там очень серьезная потеря. Нечем производить абсурд.
Приходят менеджеры и истребляют профессионалов. Деньги видят, совесть – нет. А когда работают без совести, всюду что-то взрывается, падает, рушится. Люди гибнут, дети тонут – от нарастающего повсеместного непрофессионализма.
И это тоже выбор: «Пойду-ка я не к ней, а от нее – может, удастся встретиться». В смысле – с системой образования.

Рейтинг@Mail.ru