Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Лахтина Ольга

Коучинг в образовании: новые формы работы психологов со школами

Учителям со стажем коучинг поможет иначе взглянуть на привычные ситуации или проблемы. А молодым – выработать свои стратегии поведения

Начало учебного года – это всегда планирование, определение целей на ближайшее будущее. Но новые перспективы всегда требуют новых стратегий и возможностей. Здесь школа с привычным аскетизмом рассчитывает в основном на себя. Чаще всего это бывает оправданным: не так много вокруг доступных для школы ресурсов. Но случается и наоборот: в городе, районе, области существуют организации и специалисты, готовые помочь, а школа сторонится этого взаимодействия. Так происходит, например, с центрами социально-психологической помощи. Какие формы работы они могут предложить педагогам?

Довольно часто учителя формулируют свой запрос так: «Поработайте с таким-то классом, мне с ними очень сложно». Проводится диагностика, специальный тренинг… а ситуация не меняется. Но ведь сама фраза «мне с ними сложно» – тема для работы не с кем-нибудь, а с самим педагогом. Нередко педагоги боятся, не хотят начинать такую работу над своими сложностями из-за определенного представления о работе психолога: «Сейчас начнет копаться в моих детских и подростковых проблемах. Да еще и работаем в одной школе, как с ней встречаться каждый день, если она будет знать всю подноготную о моей личной жизни?»
Это нежелание и страхи вполне понятны. Как же выбраться из этого замкнутого круга нерешенных задач? Конечно, можно пойти к внешнему психологу – и это только одна из возможностей, но опыт показывает, что учителя неохотно ею пользуются, даже если она бесплатная. Очевидно, для педагога больше привычна позиция альтруиста, готового много сделать, но все больше не для себя, а для своих учеников.
Сейчас существуют и другие возможности и формы психологической поддержки именно для тех, кому необходимо быстро продвинуться в решении своих задач. Причем специалист готов прийти и работать прямо в школе.

Коучинг

Это новая форма работы психологов, пришедшая с Запада и очень хорошо зарекомендовавшая себя в бизнесе и спорте.
Коучинг – это работа как с отдельным человеком или с группой, так и с организацией по постановке собственных целей и продвижению к ним. Коуч-консультант, работая с мышлением человека, опираясь на его личные знания, опыт, помогает открыть человеку собственные возможности и цели, превращая проблемы в задачи, помогая стать творцом своих целеустремлений и собственного будущего. И эта работа не в контексте проблем, а в контексте решения задач и раскрытия потенциала становится возможна уже и для внутреннего психолога, то есть школьного.
Одна из школьных психологов, прошедшая коуч-консультирование в нашем центре, решила обучиться этому подходу в дополнение к своему психологическому образованию, поняв для себя, что именно это даст ей возможность работать с учителями своей школы: «У учителя много проблем с классом по разным причинам. В силу личностных особенностей, из-за нехватки навыков. И одна из немаловажных причин – сила привычки. Он в какой-то момент перестает видеть реальную ситуацию, свои ошибки, оценивать, что он сам может сделать для изменения ситуации». Это все признаки профессионального и эмоционального выгорания. Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы.
У некоторых учителей затруднена профессиональная рефлексия. Например, если он раз за разом ощущает беспомощность в повторяющейся ситуации с классом, это становится похоже на выученную беспомощность. Проблема – в привычных способах реагирования.
«Дети сейчас другие, какие-то не такие», – говорят учителя, но продолжают работать привычными способами, хотя те уже не работают. Коучинг дает возможность посмотреть на ситуацию по-другому, оценить свои силы, свой потенциал, изменить стратегию. В школах существует система наставничества и с молодыми учителями работают старшие учителя. Но привнесенная извне стратегия часто негармонична для молодых учителей и для нашего времени. Молодым сложно скопировать чужую стратегию. Они набивают свои шишки и учатся на собственном опыте.
Учителям со стажем коучинг поможет взглянуть на привычную ситуацию или проблему по-новому. А молодым – выработать свои стратегии поведения.

Системная работа

Все чаще современная школа привлекает для сотрудничества внешнего консультанта. Коучинг как часть системной работы применяется консультантом тоже на всех уровнях. Работая с психологом школы, коуч-консультант из городского психологического центра помогает ему понять свое место, роль и возможности. Работая с педагогом школы, классным руководителем, к примеру, сложного класса, консультант помогает простроить более гармоничную, развивающую модель взаимоотношений со своим классом. Есть в системной работе со школами и другие, тоже новые для школ формы. Например, взаимодействие с администрацией школы – оргконсультирование. Казалось бы, психолог школы может способствовать директору и его заместителям в решении психологических задач. Но ситуация руководитель–подчиненный исключает позицию партнерства. Кроме того, он находится внутри самой школьной системы. И только психолог, находящийся вне системы, может увидеть нейтральным взглядом модель взаимодействия, которая, возможно, мешает администрации продвигать школу к позитивным целям.
Психолог-оргконсультант, проводя беседы с администрацией, не выступает экспертом, а лишь помогает руководителям увидеть способ их системного взаимодействия, понять, продвигает ли это к выбранной цели. Выбор всегда остается за администрацией, это их ответственность. Но соотнесение целей и способов действия обычно помогает откорректировать либо действия, либо цели. Всегда проще двигаться к понятной, осмысленной и достижимой цели, соотнося с нею свои действия. Именно этому способствует оргконсультант любой организации, в том числе и школы.
Взглянуть на людей по-другому
Организационное консультирование включает в себя различные методы работы.
Например, проведение исследования по запросу администрации на основе анкетирования сотрудников. Исследование помогает увидеть психологический портрет всего коллектива, выяснить мнение по конкретной проблематике. Вопросы анкетирования могут быть открытыми или закрытыми и давать возможность объективного понимания ситуации. При соблюдении определенных условий (например, анонимности анкет) анализ достаточно достоверно показывает и открывает много интересного и неожиданного материала; помогает объективизировать дальнейшую работу с администрацией, понять самому и помочь понять директору направление движения.
Яркий пример такой работы – наше сотрудничество с одной из школ Центрального округа Москвы. До начала системной работы ярких творческих учителей администрация воспринимала как безынициативных, стремящихся лишь заработать побольше. Проведение первичного исследования показало администрации совсем другой профиль мотивации. Уже это заставило их взглянуть на свой коллектив по-другому и поменять свою модель поведения в соответствии с профилем мотивации.
Еще один из методов оргконсультирования – это коучинг руководителей, который включает в себя множество аспектов – от управления коллективом до управления собственным временем. Оргконсультирование строится на выявлении возможностей, ресурсов и потребностей именно этой школы, с этим педагогическим коллективом, управляемым этой администрацией.
После проведения оргконсультаций, сопоставления схемы соподчинения и целей в той же школе администрация с удивлением обнаружила, что по существующей схеме подчиненные получали указания мало того что с разных сторон, но часто еще и противоречащие друг другу. То есть проявить инициативу – значило нарваться на замечание либо от одного, либо от другого руководителя. И это при том что в целях школы было заявлено развитие творческой инициативы у детей и педагогов для развития проектной деятельности и новых форм работы.

Поддержка извне

Системная работа со школами, как и любая работа психолога с клиентом, имеет несколько этапов взаимоотношений. На этапе установления доверительных отношений внешнего психолога-консультанта с коллективом школы присоединяется такая форма работы, как «Выездной психолог». Он работает в школе, консультируя семьи, подростков, педагогов по их запросу. На этом этапе для педагогов уже становится возможным обращение не только на коучинг, но и со своими личными проблемами, которые, хотим мы того или нет, все равно присутствуют, даже если замалчиваются и не решаются.
Конечно, в системной работе продолжают присутствовать и более традиционные формы работы, такие как тренинги для подростков и тематические лекции, семинары для педагогов, беседы с педагогами перед тренингом и после тренинга, лекции для родителей на родительских собраниях. Новым здесь для школы остается то, что все это осуществляется внешними консультантами.
Беседы психолога с родителями на собраниях на темы, волнующие их, обсуждение с ними особенностей подросткового возраста и задач, стоящих перед подростком, позволяют не только построить диалог с родителями, но и заинтересовать их продолжением сотрудничества уже в индивидуальной форме, за стенами школы. Такое сотрудничество, свободное от стереотипов и страхов, дает больший эффект.
Индивидуальные беседы с педагогами и об особенностях их класса, и об их тревогах и сложностях дают возможность педагогу проговорить в структурированной беседе все то, что чаще всего в виде эмоций копится годами, и быть услышанным. А специалисту, работающему с классом, – сделать тренинг именно для этого класса с учетом его особенностей. Беседа после тренинга позволяет специалисту центра и педагогу выработать совместный план действий, обозначить ресурсы и возможности и класса, и учителя, а также работает на развитие контакта. Периодическое обсуждение с педагогом динамики класса и динамики его взаимоотношений с классом позволяет выстроить серию тренингов специально для этого класса. И если, начиная работать с педагогом и классом, специалист слышит: «Сделайте с ними что-нибудь», то в дальнейшем, при развитии партнерских взаимоотношений, учитель начинает интересоваться своим вкладом в ситуацию, своими ресурсами и возможностями построения диалога с учениками.
Такая форма работы в школе, как семинар для педагогов, позволяет решить несколько задач. Он дает возможность педагогам побыть в атмосфере сотворчества, в атмосфере совместного поиска конструктивных решений, объединения совместных ресурсов. Здесь важно, что администрация находится на семинаре в равных со всеми участниками позициях. И те тревоги, заботы, задачи, которые всегда были только заботами руководства, могут быть вынесены в общее поле задач для обсуждения и поиска решений. Эти несколько часов в атмосфере партнерства, сотрудничества и совместного поиска ресурсов не могут не стать тем опытом, который перенесется и на повседневную жизнь школы.

Рейтинг@Mail.ru