Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Может пригодиться

Перед началом учебного года дети заранее собирают портфели, готовят летние задания. У педагогов тоже есть задание на первое сентября.

Придумайте заранее пару незанудных и эффективных способов привлечь внимание учеников (шутка, неожиданный вопрос, загадочная запись на доске, небольшой фрагмент видео- или аудиоматериалов…).
Приготовьте несколько комплектов карточек на повторение пройденного с подробными инструкциями по выполнению. Если пока что ребята не готовы слушать вас, пусть работают самостоятельно (или в небольших группах). Обсуждать результаты и трудности они будут гораздо внимательнее.
Дети часто начинают шуметь во время неизбежных организационных пауз на уроке. Приготовьте небольшие задания, которые могли бы занять учеников, пока вы собираете или раздаете тетради, готовите оборудование для опытов.
Потренируйтесь говорить чуть медленнее и ниже, чем вы привыкли. От волнения человек начинает тараторить и пищать. Тренировка поможет сохранить естественный тембр голоса и темп речи.
Пластика, язык жестов, мимика – важные составляющие коммуникации. Поэтому старайтесь двигаться по классу. А для этого придется предусмотреть проходы между рядами или сдвинутыми для групповой работы партами. Проверьте дома перед зеркалом, как выглядят со стороны ваше возмущение, восторг. Возможно, от каких-то привычных жестов, интонаций лучше отказаться?
Придумайте, каким способом на первых уроках вы расскажете ребятам о себе. Как они смогут показать вам себя? Причем с лучшей стороны…
Вспомните смешные истории из своего школьного детства, уместные (и поучительные шутки). Пусть на каждом уроке у вас будет хоть одна веселая минутка. Соберите забавные фразы (их можно писать по утрам на доске), смешные картинки, имеющие отношение к теме урока.
Доброжелательная атмосфера в коллективе складывается из мелочей. Например, повесьте на свободной стене лист «Для спасибо и хороших новостей» и привяжите к нему фломастер на длинном шнурке. Здесь пишется что-то совсем простое: про новый велосипед, помощь в решении трудной задачки... Главное условие – писать не о себе, о других людях. Листы меняются время от времени. А для тех, кто оставил больше всего сообщений (самые внимательные и доброжелательные в классе), можно приготовить сюрпризы.
Не планируйте на первый день важные разговоры. Все равно никто не сосредоточен. Сначала приятное знакомство, а через 2–3 урока – серьезные договоренности, сложные темы.
Постарайтесь разговаривать, общаться со всеми детьми, а не только с теми, которые сами охотно идут на контакт. Хотя бы раз в неделю переберите мысленно всех учеников. Есть ли среди них те, с кем вы не сказали и двух слов в последнее время? Придумайте, о чем поговорить с ними завтра. И кстати, уж не избегает ли вас этот мальчишка? Боится? Стесняется? Вы его обидели чем-то?

Рейтинг@Mail.ru