Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Печатникова Людмила

Оплата по результату результатов почти не дает...

Таково мнение американских экспертов, проводивших анализ систем материального поощрения педагогов

В последнее время активно обсуждаются новые принципы оплаты труда педагогов. И не только в нашей стране, но во всем мире, особенно в Америке. Барак Обама провозгласил идею улучшения образовательной системы как, в сущности, национальную идею, приоритетное направление развития государства. Естественно, материальное поощрение должно стимулировать учителей работать по-новому, лучше, эффективнее. Вот только трудно договориться, что считать лучшим результатом учительских усилий, за что выписывать премии, а за что урезать зарплату. Поскольку проблема актуальная, острая, ей посвящен один из последних номеров авторитетного педагогического журнала США Phi Delta Kappan. Возможно, мнения американских экспертов помогут нашим специалистам принять более рациональное решение.

История вопроса

В последние годы ХХ века американские учителя получали зарплату примерно по тем же принципам, что и российские: за выслугу лет и за периодическое повышение квалификации (сертификаты о прохождении курсов, портфолио). Отдельные надбавки полагались педагогам, работающим в более сложных условиях (в неблагополучных районах, с трудными детьми) или преподающим более сложные предметы. Начиная с 1986 года в нескольких регионах в течение пяти лет проводился эксперимент по повышению зарплаты учителей за высокие тестовые баллы их учеников. Увы, результаты оказались отрицательными, в том числе, по мнению авторов эксперимента, из-за того, что многочисленные срезовые работы отнимали время, нервировали детей и взрослых, в сущности, мешали учиться и работать.
К тому же постороннему наблюдателю, да и самому учителю, сложно понять, какова связь между именно его усилиями и успехами конкретного ученика. Кто помог подростку решить сложные математические задачки на экзамене: математик, использующий новейшие методики на уроках, школьный психолог, научивший ребенка справляться со страхами и стрессами, или словесник, прививший навык быстрого чтения, выделения главного и второстепенного…
Как показал эксперимент, надбавки за результат повышали напряжение в коллективе, заставляли учителей конкурировать друг с другом, а не сотрудничать. В то же время многочисленные исследования говорят о том, что роль педагога в улучшении образовательных результатов детей чрезвычайно высока. Так, классы, занимающиеся у преподавателей невысокого уровня, улучшают за год свои учебные показатели на 50%, а те, кому повезло с учителями, – на 80%. И это могут быть педагоги с разным стажем работы, преподающие в разных школах. Получается, количество отданных профессии лет, степень удаленности от культурных центров не так уж сильно влияют на уровень квалификации. В педагогике слишком много зависит от личности учителя.
Отдельная проблема – ориентация на результаты стандартных тестов при оценке качества работы учителя. По мнению большинства экспертов, это самый простой, но самый ненадежный показатель. И не только потому, что тесты недостаточно точно отражают реальные знания и умения ребенка, но и потому, что многие коммуникативные, социальные навыки учеников в принципе невозможно проверить таким образом. А разве не они являются первоочередной целью современной образовательной системы?

Риски и опасения

Желание платить учителям за высокие экзаменационные оценки детей зиждется на убеждении многих чиновников, что учитель не достигает нужного результата, потому что ленится. А если начать платить ему за результат, он приложит больше усилий.
На самом деле, как и любой профессионал, педагог работает добросовестно – как может, как умеет. Если уж говорить о том, как помочь ему работать эффективнее, с большей отдачей, стоит, наверное, прислушаться к мнению самих учителей. По результатам опросов преподаватели в первую очередь получают удовлетворение от общения с детьми и коллегами, их признания, уважения, от возможности применять свои профессиональные навыки и постоянно совершенствоваться. Достойная оплата, конечно, необходима, но не только в ней дело.
Ориентация на высокие тестовые результаты, считают эксперты, будет способствовать тому, что некоторые школы постараются избавиться от неблагополучных детей, от прогульщиков, которые заведомо снизят желанные показатели. А это грозит обществу повышением уровня подростковой преступности.
Оплата труда по результату может не только вдохновить педагога, но и разочаровать, лишить уверенности в себе. Сознание неуспешности не всегда помогает человеку двигаться вперед. Следовательно, важно продумать шаги по поддержке, обучению того специалиста, который пока не смог получить достойный результат. Иначе школа рискует остаться без учителей. А несколько даже очень талантливых преподавателей не заменят целый педагогический коллектив.
Учитель работает с детьми ежедневно. И раз в год сообщать ему при помощи дополнительной суммы на счету, насколько хорошо он работал, по меньшей мере нелогично. Педагог нуждается в более содержательной и непосредственной обратной связи. И без нее никакие премии за качество не улучшат ни качество педагогической работы, ни, следовательно, уровень знаний учеников.

Рациональное предложение

Опыт успешных экономических инноваций показал, что для повышения эффективности труда влиять надо не на конечный результат, а на факторы, способствующие повышению этого результата.
Дональд Гратц, один из представителей американского Министерства образования, участвующий в разработке новой системы оплаты труда педагогов, считает, что ориентироваться нужно не столько на результаты, достигнутые учениками, сколько на усилия учителей, направленные на достижение определенных целей. Каких? Это вопрос, который требует постоянного обсуждения. И прежде всего внутри школьного коллектива. В конкретном регионе. На федеральном уровне, конечно, тоже. И пусть не всегда можно посчитать, насколько мы успешны в достижении поставленных целей, однако следует поощрять материально все, что мы признаем важным в работе учителя.
Существенный момент: подобная система заставит педагогическое сообщество постоянно обсуждать, что и зачем мы делаем в классе, в том числе с каждым конкретным ребенком. Это поможет отдельным учителям осознаннее подходить к своей деятельности. Сделает более понятной политику каждой конкретной школы и государственной системы образования в целом. Будет способствовать изменению этой системы в большей степени, чем любые централизованные реформы.
К слову, похожая реформа уже несколько лет действует в Голландии, где каждая школа, учебный округ обладают определенной суммой и распределяют ее между учителями, с точки зрения сообщества наиболее успешно работающими над теми целями, которые в данном учебном заведении или районе считаются приоритетными. Голландские школы сегодня на подъеме.
Остается проблема: как увидеть усилия отдельного педагога? Ничего нового пока не придумано. Портфолио, разного рода анкеты не только для учеников, но и для родителей, самих педагогов. Да, не слишком объективно, не подсчитаешь проценты, не построишь графики. Количественные результаты позволяют без всяких усилий сравнивать учеников, педагогов, школы. Только зачем? Качественная презентация достижений (портфолио, презентация творческих работ) дает возможность детям и взрослым демонстрировать умения, оценивать свои сильные стороны и промахи, а значит, мотивирует более интенсивную учебу и работу.

Итог

Повышение зарплаты в зависимости от результатов труда только в том случае заставит педагога прикладывать дополнительные усилия, если требуемые результаты будут действительно достижимы и учитель получит необходимую методическую и техническую поддержку для повышения своей квалификации. В противном случае новая финансовая схема, уверены эксперты, будет не способствовать, а мешать его профессиональному росту.
Получается, дело не в тарифных ставках. Требуются новая система повышения квалификации учителей, новые права для педагогического и родительского сообществ, в том числе финансовые.
Отдельный вопрос – ясные образовательные стандарты и качественные тесты, способные проверить, насколько дети освоили предлагаемую программу. Это сложнейшая задача, пока не решенная ни в Америке с давней традицией тестирования, ни в Великобритании.
Теперь подумаем о себе…

Рейтинг@Mail.ru