Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Отсутствие у большинства школьников познавательного ин­тереса как главного мотива учения признают и учителя-практики, и ученые. На первый план все чаще выходят другие мотивы: социаль­ные (стремление получить одобре­ние, похвалу, осознание общественно признанной ценности образования), мотивы достижения успеха (желание хорошо выполнить задание, получить хороший результат), мотивы престижа (стремление учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым), мотивы избегания неудачи (у слабоуспевающих учеников). И это тревожная тенденция, поскольку, как пишет кандидат педагогических наук Е.Блинова в статье «Мотивация учебно-познавательной деятельности школьников с помощью контекстной задачи. Пять процентов мотивированных детей – не мало ли?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2010 год), человек «полноценно осваивает деятельность только тогда, когда освоение базируется на внутренних мо­тивах, совпадающих с целью и содержанием этой деятельности. Применительно к учебной деятельности основной мотив – познавательный. Все остальные – лишь внешние моти­вы, или, по определению А.Н.Леонтьева, мотивы-стимулы, которые не только не оказывают позитивного, развивающего влияния на личность ученика, но спо­собны иногда даже привести к ее деформации».
В чем же причина падения познавательной мотивации? Ученые пришли к выводу: утрата интереса к знаниям происходит оттого, что в школе не удовлетворяются познавательные потребности детей, содержание образования задается внешними по отно­шению к ребенку факторами (государственный интерес, ожидания общества в отношении новых его членов). Но может ли школа целиком сосредоточиться на удовлетворении интересов и потреб­ностей учеников, игнорируя интересы общества? Едва ли.
Автор предлагает создавать на уроках особые ситуации, в которых жизненный опыт ребенка актуализировался бы в более широком социокультурном контексте и перед учеником вставала бы проблема недостаточности собственных знаний для достижения значимой цели. В этом учителю, в частности, может помочь прием «контекстной задачи» – авторская разработка сотрудников кафедры педагогических инноваций ИПКиПРО Удмуртской Республики. В статье содержится подробное описание приема и даются рекомендации по его использованию.

Классы со «смешанным этническим составом» – типичное явление в современных российских школах. Понятно, что различия в языке, воспитании, традициях оказывают влияние на общение внутри детского коллектива. А как подобные вещи влияют на восприятие образа педагога? На этот вопрос попытались ответить сотрудники факультета социальной психологии МГППУ, проведя специальное исследование в нескольких классах московских школ. Результаты представлены в публикации А.Богдановой «Влияние этнического состава класса на восприятие образа педагога» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 7 за 2010 год).
Оказалось, что в моноэтническом классе (где 90% учеников были представителями русской национальности) многие ребята отметили особую значимость коммуникативных качеств учителя: «способность к сотрудничеству, к искренности, отзывчивость к призывам о помощи». А для учеников из класса со смешанным этническим составом (в нем соотношение представителей русской этнической группы и других этнических групп – в основном азербайджанцев – составляет около 50%) большее значение имеет отношение учителя к ним. Ребята выделили такие характеристики, как «строгий, но справедливый, внимательный и ласковый, добросердечный, всегда любезен». Выяснилось также, что для учеников школы со смешанным этническим составом имеет значение национальность учителя (в отличие от моноэтнического класса). В таких классах русские ученики чаще наделяют учителя другой национальности негативными качествами. А ребята, представляющие нетитульные нации, описывают учителя своей национальности более позитивно.

«Как сделать воспитательный совет интересным?» («НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ», № 5 за 2010 год) – так называется публикация заместителя директора по воспитательной работе московской гимназии № 1508 Е.Церковниковой. Автор рекомендует чаще обращаться к игровым формам проведения педагогических советов, так как хорошо продуманная игра – это замечательное единство мыслей, чувств и движения, которое захватывает человека целиком и обладает колоссальным творческим потенциалом.

Рейтинг@Mail.ru