Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2010
Часть четвертая
Дайте детям другую жизнь

СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ


Дайте детям другую жизнь!

Портрет в вестибюле

Дети, как известно, получаются или хорошие, или плохие.
Когда они вырастают хорошими, то в семье радуются и школа гордится. Мама с папой понимают, что это они воспитали хорошего ребенка, а школа считает, что это она дала ему такое хорошее образование и воспитание. Поэтому-то школы и стремятся набрать беспроблемных детей. Каждый талантливый ребенок послужит школе украшением, и, возможно, когда-нибудь его портрет можно будет вывесить в вестибюле – там, где обычно стоят спортивные кубки.
Но если ребенок с проблемами, если он плохо учится и дурно ведет себя, то начинается бесстыдное переваливание вины. Школа утверждает, что виновата семья, что родители пьют, заняты своими делами и не обращают внимания на ребенка. «Надо больше заниматься сыном», – требует школа от мамы. Мама же считает, что во всем виновата школа. Что это она испортила ее превосходного мальчика. «Я отдала его вам, вот и воспитывайте. За что вам только деньги платят?»
Вот об этом-то и идет спор: за что вам деньги платят? Школа или семья отвечает за воспитание детей? Куда выгоднее вкладывать те небольшие деньги, которые идут на воспитание и образование детей, – в семью или в школу?
Как и во всех неразрешимых противоречиях, попеременно побеждает то одна, то другая сторона. Но статистика неумолимо доказывает свое: воспитание ребенка в огромном большинстве случаев зависит от семьи. И школа практически всегда выходит побежденной в состязании за душу ребенка.
Так что же – школа ничего не может? Почему же тогда учителя стараются создать школу получше, а родители стараются отдать детей в лучшие школы?
Приехал человек, проживший много лет в Индии. Он рассказывает, что в этой стране результат воспитания строго зависит от средств, которые могут вложить родители в ребенка. Если у родителей столько-то средств, они отдают его в такую-то школу и получают такой-то результат. Если у них средств вдвое больше, они отдают его в другую школу, более дорогую, и получают результат (если только его можно измерить) вдвое лучше. А можно отдать ребенка в самую дорогую школу, и тогда результат будет превосходным.
Значит, в принципе школа все-таки в состоянии пересилить влияние семьи.
Значит, надо только понять, что же может школа и чего не может; на что нам надеяться и на что не надеяться, чтобы не впадать в утопии.

Лудить, паять!

Что может сделать школа для ребенка, которому и в семье хорошо, – понятно. Для такого ребенка и самая плохая школа не так уж страшна. В худшем случае ребенок останется без образования, но нравственно семья победит.
Но что может сделать школа для ребенка, который растет в дурных условиях, у грубых родителей с дурными характерами? У крикливой матери, у отца-деспота? Что может сделать школа для ребенка, у которого родители в разводе, который растет без отца? Что может сделать школа для ребенка, у которого родители пьяницы, в доме – нищета и запустение? Вот, может быть, самый главный педагогический вопрос.
Мы говорили о программах и методах, и это важный разговор, но хотя бы десятую часть всех наших педагогических размышлений стоит потратить на ту самую главную человеческую проблему: что сделать для ребенка, которому в семье плохо?
Привычные ответы в современном духе – создать какую-то специальную школу. Школу для бедных, школу для несчастных, школу для отсталых, школу коррекции. У нас очень гордятся тем, что в Российской академии образования нет больше института дефектологии, а вместо него создан институт коррекционной педагогики.
Коррекция. Исправление – вот слово, которое буквально овладевает умами педагогов. Кажется, скоро на дверях учебных заведений будут писать не «школа», а «коррекция».
Исправить! Все что угодно исправить: слабые способности, неуживчивый характер, излишнюю мечтательность, рассеянное внимание, индивидуализм – все исправим. В представлении многих людей школа выглядит как некое бюро ремонта, которое починит все ошибки природы и общества.
Так и слышишь давно забытый крик: «Лудить, паять, кастрюльки починять!» Родители относятся к ребенку, как к неудачно купленной вещи: холодильник плохо работает, и если нельзя подать рекламацию и заменить его, то, может быть, по крайней мере кто-нибудь его починит?

Теории не оправдались

Не опасно ли все это?
Нет, следует с полным уважением отнестись к намерениям благородных и честных людей, которые видят ребенка в беде и стремятся хоть чем-нибудь ему помочь, и притом немедленно. Мы вовсе не призываем сейчас же закрыть все классы коррекции и прекратить все исследования и опыты в этом направлении. Речь идет о другом. Может быть, следует провести коррекцию наших педагогических представлений о том, что должна давать школа ребенку, чтобы восполнить недостатки семейного воспитания?
Что же может делать школа для обез­доленных детей, школа, которая старается сделать все, что в ее силах, и в то же время не берет на себя лишнего?
Школа должна создавать детям другой мир.
Все теории, по которым школа должна учить жизни, то есть приучать детей к жизненной борьбе, к жесткому сражению за место под солнцем, – все эти теории, столь модные в начале XX века, не оправдали себя. То есть школа конечно же должна учить жизни, но по-другому, не прямо, не воссоздавая ту жизнь, которая бурлит за ее стенами, а создавая какое-то свое особое педагогическое пространство, в котором ребенку было бы хорошо.
Если ребенок хорошо чувствует себя в школе, вот это и значит, что он учится жить, потому что только в теплой, не побоимся сказать – тепличной, атмосфере, в полной безопасности, в любви созревают те нравственные силы, которые необходимы человеку, чтобы он мог достойно пройти нелегкий жизненный путь, не падал духом ни в беде, ни в страдании, умел управляться с самим собой, любил людей, стремился понять смысл жизни.
На уроках этики или психологии этого не достигнешь. Это все не умственные вещи. Сердечные. Воспитание сердца не всегда связано с воспитанием ума. Ум зависит от учителей и учебников, сердце мужает и учится любить только с теплом и духом школы (если мы говорим именно о роли школы, а не семьи).
Мы не будем сейчас даже и пытаться набрасывать схему школы, которая спасает ребенка от ужасов иной семьи, от ужасов, которые он видит и по телевидению, и во дворе, и по дороге в школу.
Мы хотим только задать самим себе вопрос: правильно ли, что школа по духу своему должна быть похожей на реальную жизнь?
Почему все большие педагоги старались создать закрытое учебное заведение, старались оградить ребенка от грубой жизни, а у нас школа порой бывает страшнее жизни?
И как же все-таки создать для детей другую жизнь в школе? Как спасти наших детей?

«ПС», № 101, 1993 г.

Рейтинг@Mail.ru