Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Владимирская Ольга

Образовательные маршруты экстерната

Другая организация учебного процесса меняет и отношение к учебе

Завершение учебного года – своего рода Юрьев день для некоторых учеников. Получив личное дело, они переходят в другие учебные заведения. Потому что не успевают из-за слишком сложной программы. Или, наоборот, хотят освободить побольше времени для занятий спортом, музыкой, живописью. Некоторые оказались в тупике из-за многочисленных конфликтов с одноклассниками и учителями. Самый распространенный способ решения подобных проблем – поиск другой школы. Но есть еще один. Экстернат. Несмотря на то, что эта форма образования существует уже 15 лет, о ней ходит довольно много разноречивой информации и даже мифов...

 

Не противопоставление, а дополнение

Экстернат – это форма получения образования, закрепленная Законом «Об образовании». Любая заинтересованная школа может предложить учащимся осваивать учебные предметы в форме экстерната у себя, но берутся за это далеко не все.
Цели, которые ставят перед собой школы сегодня, очень разнятся. И в систему этих целей далеко не всегда попадает создание экстерната.
Организовать его на базе общеобразовательной школы, в которой ведется серьезная внеклассная работа, развита сеть дополнительного образования, есть система элективных, профильных курсов для старшеклассников, – дело очень непростое, да и затратное. Свободного времени у хороших учителей нет, человека, который бы занимался экстернами, выделить сложно. Да и сколько этих экстернов будет в одной школе? Для трех, пяти учеников разрабатывать отдельную технологию подготовки, организовывать систему консультирования, для каждого свою?
Такую миссию может взять на себя образовательное учреждение, в уставных целях которого заявлен экстернат. За последние годы появились и школы, которые занимаются только экстернами. Такая специализация позволяет организовать учебный процесс, в корне отличающийся от традиционного: отсутствие уроков, редкое пребывание ребенка в школе, его самостоятельность в выборе образовательного пути многих настораживало, да и продолжает настораживать до сих пор.
Жизнь в нашей школе очень отличается от той, к которой привыкли школьники: нет общего расписания, нет фиксированного времени, в течение которого ученики осваивают тот или иной объем материала. Каждый экстерн имеет свою маршрутную книжку, в которой фиксируется его учебный план, куда можно вносить коррективы, если возникает такая необходимость.
Понятно, что экстернат не массовая форма получения образования. К ней прибегают те, для кого рамки классно-урочной системы по каким-то причинам становятся неприемлемыми. Ни в коем случае не хочется возбудить полемику: что лучше – урок или получение образования экстерном. Распространение экстерната говорит лишь о том, что у современного школьника есть возможность выбора. Большинство школьников делают этот выбор в пользу классно-урочной системы. Пока ничего лучше для массового обучения никто предложить не может. Экстернат же позволяет включить любого человека в систему непрерывного образования, становится ее неотъемлемой частью.

Кому необходим экстернат?

Сомнения, которые высказывают родители, да и учителя в отношении того, насколько современный старшеклассник самостоятелен, в какой степени он умеет и хочет учиться сам, порой бывают и обоснованными. Дело в том, что в режиме школы эту самостоятельность ученику не всегда удается проявить. Ученик привык быть ведомым. Все, начиная с предмета изучения и заканчивая объемом домашнего задания, для него спланировал учитель. Он же несет полную ответственность за жизнь и здоровье, он же следит за пропусками уроков. Малейшее невыполнение – звонок домой. Родители привыкли контролировать любой шаг, дети привыкли отчитываться… Пока не начинают бунтовать.
Ученики, которые бунтуют, часто оказываются в экстернате. В новой образовательной ситуации возникают и новые мотивы: свобода, неожиданно обретенная, оборачивается суровой необходимостью учиться, делать выбор в пользу учебы, самому отвечать за свои действия, выполнять учебную программу, вычленяя из нее главное. Понятно, что не всем удается успешно достичь поставленной цели, кое-кто «сходит с дистанции», но их принципиально меньше, чем тех, кто, поборов себя, может учиться самостоятельно и в итоге получает аттестат.
В каком же случае можно говорить о целесообразности обращения к экстернату? Давайте рассмотрим несколько примеров.
Когда всю жизнь отнимает учеба. Ребенок учится в гимназии или лицее по выбору родителей. Первые годы все складывается удачно. Но при переходе из класса в класс учебная нагрузка возрастает – школа-то хорошая! Понятно, чем больше у ученика нагрузка в школе, тем больше он нуждается в дополнительной поддержке. При этом длительность учебного дня современного прилежного старшеклассника достигает 12 часов.
Теперь представим, что этому подростку нравится заниматься чем-то еще кроме школьных предметов… Времени на занятия любимым делом нет, интерес пропадает и к тому, что происходит в школе, возникают конфликты с учителями, родители недовольны. Возникает альтернатива: или пропускать что-то в школе, или бросать то, чем хочется заниматься. Если вопрос решается в пользу любимого дела, тут-то и возникает момент, когда можно подумать о смене формы обучения.
Когда надо совместить учебу с работой. Дети, которые уже включены в процесс профессиональной деятельности, имеют постоянные трудности в решении школьных проблем. Они танцуют в профессиональных ансамблях, поют в хоровых коллективах, играют в театрах, серьезно занимаются спортом. Их жизнь, очень насыщенная, вплетенная в жизнь профессионального сообщества, плохо соотносится с необходимостью ежедневно посещать школу, да и попасть в график контрольных работ не всегда удается. Возникают конфликты. Почему ему можно пропускать, а другим нет? Почему учительница должна с этим «артистом» дополнительно заниматься? Дело здесь не в конкретной школе или конкретном учителе, а в том, что школа живет по устоявшимся правилам внутреннего распорядка. Для большинства учеников они приемлемы, мешает лишь тот, кто «выпадает».
Такому ребенку прямая дорога в школу, где есть экстернат. К слову сказать, мотивированный на профессиональный успех подросток легко вписывается, как правило, в систему самообразования.
Если цель у ученика осмыслена, если он понимает, что хочет стать, например, художником, но и среднее образование тоже должен получить, то за такого экстерна можно не волноваться – он будет учиться самостоятельно.
Начнется выработка таких внутренних механизмов, инструментов саморегуляции познавательно-образовательной деятельности, которые позволят организовать самообучение и порой сделать это в ускоренные сроки. Для таких учеников очень важен результат, полученный от конкретной деятельности. Одним из таких результатов будет своевременное получение аттестата.
Особенные дети. Мы сейчас много узнали о лево- и правополушарных детях. Знаем, например, что леворуких детей нельзя переучивать, но в экстернат приходят много леворуких. По какой-то причине они все-таки «отстают» в обычной школе, замыкаются в себе, становятся неуспешными. Распознать правополушарного ребенка несложно, труднее организовать для него учебный процесс так, чтобы он не отставал в массовой школе. В режиме индивидуальной, персонифицированной поддержки острота проблем у таких детей значительно снижается. Вопрос только в том, что время бывает упущено и догонять приходится много. Для правополушарного ребенка, как правило, более проблемными бывают математика и другие точные дисциплины.
Им просто скучно. Старшеклассник, вполне успевающий, ничем особенно не увлеченный, хорошо владеющий компьютером… скучает в школе. Его тяготит необходимость выполнения домашних заданий, ему неинтересно прочитать один параграф и рассказать его. Он не злой, не вступает в пререкания с учителями, ладит с родителями. Но день ото дня все меньше погружается в школьные предметы, постепенно отстает. Можно поменять ему условия обучения, заставить встряхнуться, взять на себя хоть какую-то ответственность за собственную жизнь и учебу.
Одиночки. Дети, которые чувствуют недооценку со стороны окружающих, и те, над которыми смеются в школе, – «белые вороны» всех мастей: слишком добрые, слишком агрессивные, слишком талантливые или пока не желающие себя никак проявить. Они начинают искать утешение в реализации вне школы, не имея возможности противостоять «гонениям». Такие ученики часто имеют хронические заболевания, с удовольствием пропускают школу под предлогом недомоганий.
Это далеко не полный перечень случаев, когда ребенку скорее всего показан экстернат. Важно понимание, выявление причин и предоставление ребенку возможности самому выбрать свой путь.
Персонифицированный подход, предлагаемый в экстернате, в первую очередь направлен на развитие нестандартного подхода к образовательному процессу. Способность к самообучению, которую мы стараемся взрастить, практически представляет собой именно развитое поисковое мышление ученика как способность самостоятельно находить решение многих не только учебных, но и жизненных задач. При персонифицированном обучении в большей степени делается акцент на развитии психологической составляющей, на «открытии себя» и своих возможностей. Очень важно сделать все, чтобы помочь детям и подросткам чувствовать себя оцененными, а еще важнее, чтобы они сами научились себя оценивать.

Мифы об экстернате

«Все должны ходить на уроки. Дома самостоятельно ребенок никогда не выучится».
«Чем будет занят ребенок, если нет постоянного контроля?»
Два эти тезиса мы слышим часто из уст своих коллег, но опыт работы со старшеклассниками, организованный в режиме помощи самообразовательной деятельности, показывает, что включаются такие механизмы саморегуляции, которые помогают учиться самостоятельно. Индивидуальный образовательный маршрут помогает и родителям участвовать в процессе обучения ребенка. Роль родителей, особенно на первом этапе перехода в экстернат, возрастает многократно. Если удается достигнуть согласия, получаем хорошие результаты.
«В экстернат уходят двоечники и неудачники, которым оценки ставят просто так».
Ученик, который в школе слыл неудачником и двоечником, порой не только очень успешно завершает школьное образование, но и становится успешным в жизни. Просто он получает возможность поставить на первое место любимое дело, важность которого для себя он уже осмыслил, и среднее образование рассматривает как средство достижения этой цели.

Кто хочет более подробно разобраться в особенностях экстерната, может зайти на сайт нашей школы, которая работает в этом направлении уже пятнадцать лет: http://express-externat.spb.ru/.

Рейтинг@Mail.ru