Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Печатникова Людмила

Последние уроки года

Подводим учебные итоги по игровым правилам!

Занятия в конце мая. Как их провести? Ведь все уже сделано, программы пройдены. Но хочется попрощаться с учениками перед каникулами так, чтобы у них осталось сознание завоеванной высоты, приятные воспоминания и желание снова встретиться с учителем, с интересным предметом в новом учебном году.

Конференция

Лариса Киселева, учитель химии из Йошкар-Олы, считает, что если в течение года ребята активно занимались научной, проектной деятельностью, стоит устроить в мае конференцию по всем правилам: с приглашением специалистов (для малышей желанными гостями станут старшеклассники, для подростков – настоящие ученые из числа родителей или преподавателей вузов), с заранее напечатанными тезисами (они потом превратятся в памятный сборник), с программой выступлений и прениями по докладам.
За несколько дней до главного события все материалы можно разместить в интернете, чтобы оппоненты как следует подготовились, а крупные специалисты (вечно занятые взрослые, научные консультанты, не успевающие лично посетить мероприятие) приняли участие в заочной дискуссии, оставили на сайте свои комментарии, замечания.
Работа над сайтом даст возможность школьным «компьютерным гениям» про­демонстрировать свои умения и не ос­таться в стороне от общего дела, даже если речь идет о биологии или истории, предметах не слишком любимых.
Эти же юные программисты способны обеспечить техническую поддержку докладчикам: подготовить и продемонстрировать презентацию, видео- и аудиоматериалы. Заодно «техники» узнают много интересного в области доселе малознакомых им наук.

Интеллектуальный футбол

Интеллектуальные игры – популярный способ подведения итогов. Но большинство из них копирует телевизионные шоу. А если в классе сидят много мальчишек, не увлекающихся познавательными передачами, зато обожающих гонять мяч на стадионе?
Наталья Смирнова, учитель георгиевской школы Ставропольского края, предлагает своим ученикам сыграть в футбол прямо на уроке – в интеллектуальный футбол, конечно.
Сначала класс разбивается на команды (можно собрать команды из двух параллельных классов или даже разновозрастную). У каждой – свое название, капитан, вратарь. Выбираются судьи (им выдаются, как положено, желтые и красные карточки), комментатор. Зрители определяются с симпатиями – за кого болеть, кому помогать. Доска превращается в табло, на котором ведется счет.
По возможности к каждой команде прикрепляется тренер из числа старшеклассников. Он дает советы как игрокам, так и группам поддержки.
Сначала розыгрыш мяча – играют капитаны. Потом два тайма. В перерывах – музыкальные паузы и дискуссии на трибунах болельщиков на заданные темы. Вопрос (часть заданий готовит педагог, часть – сами игроки для соперников, для этого перед началом матча отводится некоторое время), как мяч, адресуется конкретному человеку. Правильный ответ означает гол в ворота соперника. Если отвечает не тот игрок, кому послан мяч, команда получает желтую карточку (–0,5 балла), за жульничество и неспортивное поведение – красная карточка (–1 балл). Отсутствие решения равносильно голу в собственные ворота. Правда, болельщики могут поддержать команду – их ответ спасает игроков от позора, но не приносит никаких очков в копилку.
При равном счете в конце второго тайма назначаются пенальти: вопросы, на которые отвечают вратари, – без пауз на размышление, без помощи со стороны.
Спортивный азарт, бешеный темп – так можно решить не один десяток задач, вспомнить весь учебник. А еще получить удовольствие и заслуженные награды. К примеру, футбольные свистки.
Кстати, похожая схема с чуть иными декорациями и терминами поможет взять с боем крепость средневекового рыцаря.

Путешествие к вершинам

Охватить взглядом пройденный материал поможет игра-путешествие. Учитель физики из Североуральска Анна Леоненко ведет своих восьмиклассников в конце года на пик Ома. Не покидая кабинета, естественно.
Заранее готовится карта горной страны, коробки с проводами и приборами, конверты с задачами, кроссвордами, хитрыми вопросами. К примеру, в одном из конвертов окажется причудливый горный цветок, на лепестках которого записаны правые части важнейших формул по электричеству. Левые половинки формул нужно вписать в круги в сердцевине цветка.
Альпинистские связки, по четыре человека в каждой, формируются прямо в начале урока. Каждая группа выбирает себе маршрут восхождения (более длинный, зато постепенный подъем или дорогу покруче). По пути будут и привалы – возможность подкрепить силы (полистать учебник, проконсультироваться со специалистом – учителем, старшеклассником), чтобы с новыми силами ринуться на штурм трудного перевала (никак не решающейся задачки, не работающего, несмотря на все усилия, моторчика).
Группу, не сумевшую подняться даже по самой легкой тропе, можно пригласить сдать зачет по теме в традиционной форме.

Жажда наживы

Татьяна Тарасова, географ из Светлополянска, предлагает ученикам принять участие в аукционе, чтобы выученные за год сведения превратились в твердую валюту.
Сначала надо еще придумать название и эскиз этой игровой валюты, распечатать денежные знаки в достаточном количестве. Затем выбирается банкир (он должен уметь считать), аукционист (обладает громким голосом и быстрой реакцией). Педагог (вместе с двумя-тремя помощниками) выступает экспертом в спорных ситуациях.
Каждый ребенок перед началом аукциона получает у банкира ссуду в размере 100 игровых единиц. Под определенный процент, разумеется. Так поступают все банкиры.
На торги выставляются вопросы, задания в закрытых конвертах. Известны только тема и стартовая стоимость. Можно торговаться за выгодные темы. Если покупатель правильно ответил на вопрос, банкир выплатит вознаграждение. Неправильно – деньги пропали. Вопрос снова ставится на торги, но уже с той ценой, за которую был куплен в прошлый раз.
Играть можно в одиночку или объединяться в группы (соединяя капиталы). Тот, кто сумел в конце аукциона вернуть долг вместе с процентами, – молодец. Если он при этом остался в выигрыше, то имеет право купить ценные шоколадки или открытки с прекрасными видами. Должникам придется отработать невозвращенную сумму (сделать необычные фотографии летних путешествий, подклеить наглядные пособия в кабинете – возможны варианты).

Ученик года

В последние дни мая могут соединиться классы одной параллели (или нескольких), преподаватели разных дисциплин, чтобы подвести итоги не по одному предмету, а за год в целом.
Директор красноярской школы Нина Автушенко предлагает своим воспитанникам принять участие в конкурсе «Ученик года». Конечно, это дело добровольное, поэтому сначала каждый желающий пишет личное заявление.
Потом конкурсанты с помощью персональных кураторов из числа преподавателей отбирают любимые свои творческие работы, проекты по одному или нескольким предметам, выполненные в течение года, готовятся их защищать перед зрителями и экспертами. Такие защиты могут проходить накануне конкурса, по группам, чтобы одноклассники выслушали самых интересных докладчиков и не потеряли при этом слишком много времени.
Лучшие докладчики встречаются в финале конкурса. Это настоящее шоу со множеством разнообразных заданий (как шуточных, так и вполне серьезных, интеллектуальных), концертных номеров, в которых принимают участие и сами претенденты на почетное звание, и зрители, одноклассники, родственники.
В конце слово предоставляется жюри. Мудрые судьи отметят усилия каждого участника.
Награждение, конечно, начнется с тех, кто не вышел в финал. Затем финалисты. Но победитель – только один. Человек года, которым гордится школа. Ему – и почетная грамота, и ценный подарок.
Такой конкурс не просто яркое завершение учебного года, но и способ повысить престиж знаний в школе, дать ученикам возможность заявить о себе, реализовать свои способности.

Рейтинг@Mail.ru