Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Куценко Елена

«Трудный возраст»: альтернативные подходы к работе с подростками

Первое, чего такие подходы требуют от взрослых, – освободиться от социальных стереотипов

Устойчивое словосочетание «трудный возраст» довольно точно описывает подростковую пору в жизни человека. Ему и правда трудно. А уж окружающим как непросто! Сначала семья пребывает в растерянности, потом идут в ход срочно изобретаемые воспитательные средства: от наступательных – репрессий до пораженческих – подкупа и шантажа. Некоторые, очень немногие, обращаются к психологам, педагогам, социальным работникам. Но большинство родителей боятся сделать этот шаг или не верят, что он может оказаться действенным. Чтобы познакомиться с возможностями специалистов по подростковым проблемам, можно заглянуть на их «кухню». Например, на Шестую научно-практическую конференцию по проблемам организации социально-психологической помощи подросткам и их семьям «Подросток и общество: кто кого?», прошедшую 15–17 апреля.

 

Дать возможность состояться

Конференцию проводил Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» (http://www.perekrestok.info/), через который за пятнадцать лет его существования прошли сотни подростков, иногда с очень тяжелыми проблемами. Поэтому разговор получился очень предметным и неформальным. Тон его задал руководитель центра Вячеслав Москвичев, который констатировал, что в ответ на подростковые «фокусы» взрослая часть общества предлагает вводить более жесткие меры воздействия, привлекать специалистов, которые смогут «сформировать» в юном поколении удобные для старших качества. Иными словами, запрос к специалистам идет в терминах борьбы. На конференции же предлагалось найти альтернативу и освободить ресурсы для мирного взаимодействия.
Один из способов такого взаимодействия, позволяющий подростку состояться, минуя роль оппозиционера, – рефлексивно-деятельностный подход. Кандидат психологических наук Виктор Зарецкий говорил о его использовании в школе, откуда берет начало огромное количество подростковых проблем, когда школьник в той или иной учебной ситуации действует неподходящими способами. Педагог может это диагностировать и вооружить ребенка адекватными способами. Но помочь можно лишь тому, кто этого хочет. И единственный путь к сотрудничеству в образовательном пространстве – это самоопределение.
Но не нужно думать, что с внедрением этого подхода старшее поколение сможет наконец удовлетворенно вздохнуть и наслаждаться плодами своих трудов. Последствия самоопределения могут быть непредсказуемыми. Например, в одной из школ VIII вида с ребенком стали заниматься математикой дополнительно в рефлексивно-деятельностной логике. К четвертому занятию он впервые сказал «Я», на пятом – «Я попробую», на следующем на вопрос педагога: «Что тебе дал сегодняшний урок?» – ребенок отреагировал встречным вопросом: «А тебе?» И наконец, на восьмом занятии заявил, что не хочет заниматься математикой. Взрослые оторопели, но успокоились, когда ученик сообщил, что вместо этого хочет учить английский.
Для взрослых выбирающий ребенок с непривычки кажется ужасно неудобным, неправильным и вообще нарушает все устои. Мы своими руками запускаем процесс, контролировать который не сможем, результаты его будут непредсказуемы. Но это единственный путь взаимодействия с подростком. Если мы приучаем его лишь реагировать на наше манипулирование (в благих вроде бы целях), до добра это не доведет. Всегда найдется более сильный манипулятор. И чем беспринципнее он будет, тем меньше будет стесняться в средствах. И подросток, приученный нами к подчинению, последует за ним. Выход один: давать опыт самоопределения и нравственные ориентиры, которые позволят делать соответствующий выбор в социуме.
Такой опыт гуманных отношений демонстрирует Центр «Судебно-правовая реформа», еще один постоянный участник конференции (http://www.sprc.ru/). Службы примирения, которые действуют в рамках центра и открываются во многих регионах России, позволяют разрешать многочисленные школьные конфликты не репрессивными методами, а в процессе договора всех сторон.
Для освоения опыта социальных отношений незаменима практика участия подростка в проектах. Сейчас она все больше распространяется, о чем рассказал Владимир Балакирев, представитель компании «Процесс-консалтинг», которая производит оценку социальных проектов для подростков.
По словам В.Балакирева, ребята, принявшие участие в проекте, сами говорили о том, что этот опыт сильно повлиял на них. Они задумались о долгосрочном планировании своей жизни: какую профессию выбрать, где жить после окончания учебы. Многие, кстати, делали выбор в пользу того места, где родились. Еще один несомненный эффект – уверенность в себе и умение вести конструктивный разговор со взрослыми: «Я не думал, что смогу пойти к бизнесмену, обсуждать с ним планы и он станет со мной всерьез разговаривать».
Какие же особенности проектной деятельности вызывают эти личностные изменения у подростков? Прежде всего опыт самостоятельности. Самые удачные проекты получались в том случае, когда взрослые, сопровождающие их, отказывались от привычного школьного клише: учитель предлагает, планирует, распределяет обязанности, а дети выполняют. Здесь же педагогам приходилось изо всех сил сдерживать себя, даже когда им казалось, что подростки «предлагают полную ерунду», и впоследствии оказывалось, что из этой «ерунды» вырастали отличные проекты.

Преследователь и жертва в подростковой среде

Хорошо, если в жизни подростка появилась такая возможность. А если все складывалось так, что проблемы нарастали как снежный ком и за свою недлинную пока жизнь человек превратился в источник вечных неприятностей для всех окружающих? Прежде всего хорошо бы разобраться с причинами. Одна из самых острых проблем – насилие в социальной среде, которое больнее всего бьет по детям и подросткам. Поэтому и назвали одну из секций – «Насилие как социальная норма: “корнеплод страдания”, питающий “цветы зла”». Добрую половину дискуссионного круга составляли сотрудники «Перекрестка», куда подростки приходят, что называется, «с улицы». То есть конфликтов и насилия хватает. И практически всегда оказывается, что в опыте и жертвы, и агрессора есть домашнее насилие. Если ребенка бьют, унижают, грубо ограничивают его потребности, он и в сообществе сверстников будет либо занимать привычную позицию, либо сам станет обидчиком. Еще психологи отметили, что круг насилия трудно разомкнуть, более того, он обычно втягивает в себя все новых участников: подросток, которого избивали в семье, сам становится агрессором в школе, доводит тем самым до белого каления учителей, потом психологов, работников социальной службы.
Так что же делать? «Волшебной пилюли» здесь нет и быть не может, признали участники обсуждения. Но можно, понимая риски и тенденции, вырабатывать свои подходы к проблеме. Например, не делить участников конфликта на жертву и агрессора. Если закреплять за ними эти роли, жертва, эксплуатируя свое положение, начинает манипулировать окружающими. А агрессор оказывается загнанным в угол, лишен всех прав. Они оба попали в сложное положение, и надо предоставлять все возможности выбраться из него. Обоим. В то же время нужно понимать, что агрессия присуща многим людям и будет так или иначе проявляться. Значит, разумнее не надеяться на ее полное искоренение, а прогнозировать, кто склонен занимать позицию жертвы, и учить их противостоять насилию.

Освобождение от стереотипов

Зачастую настоящими мучителями друг для друга становятся самые близкие люди, родители и дети. Для тех пап и мам, которые пришли в отчаяние от невозможности договориться со своими подростками, «Перекресток» организовал Родительский клуб. С его работой можно было познакомиться на мастер-классе «Родительский клуб на тему: жизненный опыт как препятствие в общении с подростком». Там ведущие предлагают родителям рассказать о своих проблемах. Или просто помолчать, слушая других. Практически всегда возникает вопрос о том, что делать в той или иной ситуации. В этот момент психологи предлагают участникам поделиться собственным опытом: как они действовали в похожих случаях и когда это срабатывало. Ведущие стремятся к тому, чтобы члены клуба поняли: быть «не идеальными» родителями – это нормально. Нужно научиться самому жить с удовольствием, развиваться, тогда и у ребенка появится пространство для развития. Поняв это, взрослый обретает гибкость, свободу. И сам становится экспертом в своей жизни.
Если же родители все-таки решат обратиться к терапии, то на ежегодных конференциях «Перекрестка» можно познакомиться, например, с процессуальной терапией (http://www.processwork.ru/) или с нарративной психологией (http://www.narrative.ru/), в частности на мастер-классе «Нарративный подход в работе с подростками». Обратившись к нему, родители могут с помощью специалиста отвлечься от многочисленных проблем и поговорить наконец о ребенке. А его самого учат локализовать проблему и говорить о ней как о противнике, с которым можно справляться.

Рейтинг@Mail.ru