Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Наверное, каждый учитель сталкивался с тем, что ученик раз за разом отказывается прилагать усилия для решения задачи, объясняя это тем, что «все равно ничего не получится», «для меня это слишком сложно». Такая стойкая убежденность в неспособности к учению называется выученной (или наученной) беспомощностью. Которая, как пишет Е.Медведская в статье «Особенности наученной беспомощности у учащихся с различными уровнями успеваемости» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 3 за 2010 год), свойственна каждому четвертому российскому школьнику.
Выученная беспомощность чаще наблюдается у тех ребят, у которых выработался так называемый пессимистичный атрибутивный стиль. Что это такое? Вообще различают два атрибутивных стиля: оптимистичный и пессимистичный. Оптимисты верят, что неприятности временны и виной тому внешние обстоятельства, а причиной хороших событий является сам человек. Люди с пессимистичным стилем, напротив, полагают, что неприятности будут длиться вечно, и винят они во всем происходящем себя; хорошее же возможно благодаря случайному стечению обстоятельств.
Автор подчеркивает, что большое значение в появлении и развитии конкретного атрибутивного стиля играет обратная связь, которую ребенок получает от педагога. Например, один учитель может делать ребенку замечания и объяснять его неудачи временными и конкретными причинами: «Ты недостаточно старался», «Ты была невнимательна, когда я объясняла материал». Другие же учителя в подобных случаях начинают говорить о каких-то общих вещах или о действии постоянных факторов: «Ты слабоват в математике», «Ты вечно сдаешь неряшливую работу».

Попробуйте назвать лишнее слово в ряду: Лондон, Женева, Париж, Москва?.. Не правда ли, сразу напрашивается ответ – Женева (поскольку все остальные города – столицы). Ответ верный, но неполный. Если попробовать посмотреть на условие задачи с иных точек зрения, можно найти и другие ответы. Например, Лондон (так как он находится на острове).
Задания такого рода (на нахождение принципа группировки слов, на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению, на нахождение наиболее рационального способа решения задачи) называются частично-поисковыми и послужат хорошим средством для развития рефлексии. О том, как развивать рефлексию с помощью частично-поисковых задач, рассказывается в статье С.Мореловой, Л.Налитовой и Т.Репки «Организация рефлексивного пространства как фактор индивидуального обучения на проблемно-диалогическом уроке» («СИБИРСКИЙ УЧИТЕЛЬ», № 1 за 2010 год).
Для достижения максимального эффекта авторы рекомендуют придерживаться принципов развивающего обучения. Во-первых, желательно, чтобы ученик «открывал» новые знания в совместной деятельности. Во-вторых, надо предоставить ученику возможность обосновать свой ответ, даже если он ошибается. В-третьих, правильно начинать с такого задания, которое требует размышления о способе его выполнения.

В очередном номере журнала «УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ. ЗАВУЧ» (№ 3 за 2010 год) размещена подборка статей, посвященных способам мотивирования и стимулирования педагогов. Так, в статье директора школы № 40 города Иркутска С.Кирдякиной «Мотивация и система стимулирования педагогов» рассказывается о системе мотивации, которая работает на поддержку личностного роста педагогов, родителей и школьников. В публикации Л.Ложкиной, которая размещена под аналогичным заглавием, обращается внимание на необходимость использовать конкретные стимулы с учетом приверженности педагога к тому или иному типу профессиональной деятельности: исполнительскому, профессионально-коммуникативному (для таких педагогов особое значение имеет возможность самоутверждения в коллективе, признание их профессионализма коллегами), либеральному и независимому (отличительной чертой этого стиля является активное стремление к творчеству и реализации собственных оригинальных идей). И.Гликман в статье «Средства стимулирования педагогического труда» делает особый акцент на поощрении самостоятельности, автономности и ответственности педагога. Автор убежден, что «директору нет необходимости постоянно напоминать, что именно он стоит в центре всего дела. Предоставление наибольшей инициативы подчиненным, подчеркивание роли каждого из них в коллективной деятельности и вообще демократизм директора только укрепляют его авторитет и влияние среди работников школы».

Рейтинг@Mail.ru