Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Куценко Елена

Педагогика «Синего троллейбуса»

Встречи, которые открывают подросткам новые горизонты

На протяжении одиннадцати школьных лет мы стараемся оснастить ребенка знаниями о том, как устроен большой взрослый мир.
Но школа все равно довольно далека от реальности. И понимая это, учителя стремятся соединять образование с большой культурой и взрослой жизнью.Так появляются в планах работы и в детской жизни музеи, театры, выставки, экспедиции. И «не школьные» люди. Самое важное – чтобы детей «зацепило», чтобы встреча с другой эпохой, спектаклем или выдающимся человеком стала на самом деле той струной, которая соединит школярские знания с чем-то подлинным, важным, лично интересным.

«Я в синий троллейбус сажусь на ходу»

Кто не слышал хотя бы краем уха о КСП – клубе самодеятельной песни? Грушинские фестивали, слеты по всей стране, «Солнышко лесное», романтика ночных костров. Расцвет пришелся на 60-е, и настоящим «питомником» бардов стал Московский педагогический институт, где учились тогда Юлий Ким, Юрий Визбор, Ада Якушева. Увлечение авторской песней стало в то время в среде хоть сколько-нибудь образованной молодежи массовым. Но время ушло, схлынула мода, страна стала другой. Однако субкультура КСП вполне жива и сегодня, хоть существует и не в таком масштабе, как сорок лет назад. До сих пор есть люди, которые с любовью и увлечением поют старые и сочиняют новые песни. И по-прежнему приглашают всех к «своему костру», в том числе и подростков.
Плывет по субботней Москве синий троллейбус (помните у Окуджавы?), а пассажиры его не просто едут по Садовому кольцу, они слушают про «далекую Амазонку», «дежурного по апрелю», «ежика с дырочкой в правом боку» и даже подпевают. Очень часто троллейбус заполняют дети, особенно в каникулы, когда поездка еще и бесплатная. Кого-то приводят родители, а чаще – бабушки. Это хорошо объяснил один юный пассажир: «Я от бабушки эти песни слышал, потом мы покатались в троллейбусе и маму сюда привели». Иногда с группой ребят приходят учителя.
По словам Татьяны Маталиной, которая уже пять лет сопровождает каждую поездку, организаторы не стремятся конкурировать с поп-культурой. Просто в жизни ребенка и подростка должен быть опыт взаимодействия с разными ценностями. Романтики подросткам хочется во все времена, а в современной жизни не так много мест, где можно получить этот «витамин», так необходимый для взросления. Гламура, камуфляжной крутизны и великодержавного пафоса хоть ложкой ешь, а вот чтобы поговорил с тобой взрослый, увлеченный своим делом человек, всерьез и спокойно рассказал о том, что считает важным в жизни, – это еще поискать.
Те, кто нашел, часто возвращаются. Приводят друзей, те – своих детей. Иногда целые классы становятся завсегдатаями. Тогда диалог, начатый в прошлый раз, может возобновиться. Однажды на концерт педагоги привезли целую группу детей с девиантным поведением. Один подросток согнал свою соседку и лег на сиденье. Татьяна, педагог по образованию (есть все-таки какая-то связь между самодеятельной песней и педагогикой), не стала стыдить или одергивать, а лишь спросила ребенка, как его зовут – «Сашка!» – представился тот, – и заметила, что лежа и правда запоминается лучше. Лежать в движущемся троллейбусе, да еще когда на тебя никто не обращает внимания, не очень удобно, но подросток выдержал несколько остановок. Зато придя в следующий раз, через несколько недель, сел как ни в чем не бывало. «Ты ж лежишь обычно, Саш», – удивилась Татьяна. «Да шутил я! Ты что, не поняла?» – серьезно объяснил тот, забыв на время поездки о своей девиантности.
Здесь вообще не приняты «силовые методы». Чтобы не создавать излишнего «педагогического» напряжения, даже учителей, приехавших со своим классом, сразу просят расположиться на одном из первых сидений: «Вы не волнуйтесь за детей и за их поведение, мы справимся. Отдохните, послушайте, подпевайте, если захочется». Так взрослый сразу превращается из надзирающего за дисциплиной в слушателя и участника концерта. Это тоже другой опыт, ведь классный руководитель и ребята так редко бывают на равных. Не учитель и ученики, исполнитель и слушатели, водитель и пассажиры, а просто хорошая компания, где каждый вносит вклад в общее настроение, чтобы провести этот час с удовольствием. Поэтому же, кстати, принято представлять водителя троллейбуса и благодарить его аплодисментами.

«Атланты держат небо»

Собственно говоря, ради этого большинство сюда и приходят. Ради благожелательной атмосферы, общности, пусть и краткой, которую дает совместное пение, – главное, что отличает субкультуру КСП. Можно предположить, что музыка здесь не главная, как ни странно. Это не «встреча с песней», а встреча с человеком. Музыка же становится поводом, «воздухом», нитью разговора.
Это особенно чувствуется в другом проекте, совсем недавнем. Меньше двух лет назад на ВВЦ открылся музей (или все-таки клуб? концертный зал? кафе?) КСП «Республика песни». Здесь есть экспозиция, рассказывающая об эпохе рождения КСП и о классиках бардовской песни – Визборе, Окуджаве, Городницком, Высоцком. Но главное – это место встреч. Например, недавно была встреча школьников с «поющими космонавтами» Александром Лавейкиным и Юрием Романенко. Оказывается, в последний момент они решили взять с собой на орбиту гитару, и Юрий был первым землянином, который учился играть в космосе. Получилось. Даже написал там больше двадцати песен.
Но эта история тоже только для затравки разговора, для атмосферы. Главное, наверное, для ребят – посидеть в одной компании со спокойными, сильными, уверенными мужчинами, настоящими высокообразованными профессионалами, которые знают, что такое риск, тяжелая работа, ответственность, поддержка. Они то поют, то рассказывают. Например, о том, как бывает страшно на старте и во время посадки. Но страх можно преодолеть, а работу нужно выполнить. Или о том, как проходят тренировки на выживание на случай приземления в безлюдной местности – в тайге, в степи, в пустыне. И все это рассказывается без всякого воспитательного пафоса, а вперемешку с песнями, ответами на вопросы. Когда еще споешь в одной компании с тем, кто видел Землю оттуда, сверху?..
Или объездил ее вдоль и поперек, как Александр Городницкий. За небольшой выгородкой в «Республике песни» висит карта мира, вся усыпанная синими флажками, отмечающими места, где побывал в экспедициях легендарный автор «Атлантов». Их, наверное, штук сто. Или даже больше. А сам он приходит и рассказывает об авторской песне, о путешествиях. Александр Мирзаян ведет для учителей семинар «Русский язык как основа культуры нации», где личность ведущего тоже не менее важна, чем тема обсуждения. Одним словом, можно прийти самим и привести детей, чтобы увидеть и послушать тех, чьи песни знаешь, кажется, с рождения. Спросить о чем-то важном.
Помните, кстати, байку о том, что когда одну из песен Юлия Кима объявили в телепрограмме как народную, он стал отвечать по телефону: «Русский народ слушает»? А строчку «Лыжи у печки стоят»? Помните? Ее все знают. Про них столько людей пели столько десятилетий, что лыжи эти, кажется, стали чем-то легендарно-символическим. А они на самом деле стоят, только не у печки, а в уголке «Республики песни». Черные такие, поцарапанные. Приходите, увидите сами.
Узнать о том, кто, где и о чем будет петь и рассказывать, можно здесь: http://www.respublika-pesni.ru/. А про ближайшие маршруты синего троллейбуса – здесь: www.sin-troll.ru/.

Рейтинг@Mail.ru