Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ


Дашковская Ольга

Станет ли ветхая школа «Новой»?

Руководители региональных органов управления образованием обсудили выполнение президентского проекта

На днях в Тверской области прошло Всероссийское совещание руководителей региональных органов управления образованием.
Они обсудили ключевые направления модернизации образования в контексте задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Кто получит деньги

Финансовым механизмом обеспечения национальной образовательной инициативы станет Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы, которая сейчас согласовывается в различных министерствах и ведомствах. В рамках ФЦПРО будут выделяться средства на развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации, поощрение самостоятельности школ и другие задачи. При этом планируется отдельно выделять субсидии динамично развивающим образование регионам.
Аналогичный принцип распределения средств применялся в рамках комплексных проектов модернизации образования (КПМО). Как подчеркнул директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко, введение новых систем оплаты труда и нормативно-подушевого финансирования является обязательным условиям для получения федеральных ассигнований: заявки от школ и регионов, которые не перешли на эти экономические механизмы, даже не будут рассматриваться.
В этом смысле 31 регион – участник КПМО оказывается в более выигрышном положении по сравнению с другими...

Индексация ценой оптимизации

Результаты КПМО высоко оценивают как руководители органов управления образованием, так и главы субъектов РФ.
По словам губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, новые системы оплаты труда себя хорошо зарекомендовали: средняя заработная плата учителей во многих муниципалитетах сравнялась со средней по экономике. Стимулирующие надбавки составляют около 14%, а в Калязинском районе области достигают 23%.
Правда, оптимальное соотношение базовой и стимулирующей частей зарплаты, по расчетам специалистов Минобрнауки, должно быть 70 к 30, но на фоне других дотационных территорий показатели Тверской области выглядят вполне благополучно.
На вопрос о том, как этого удалось добиться, исчерпывающе ответил в своем выступлении начальник Департамента финансов Тверской области, в недавнем прошлом возглавлявший Департамент образования региона Алексей Каспржак: «За 4 года реструктуризации школьной сети мы накопили средства и использовали их на повышение заработной платы учителей. А если вводить НСОТ без увязки с процессами оптимизации, то она выродится в архаическую систему надбавок внутри существующего фонда, что не приведет ни к какому результату».
О результатах рассказала начальник Департамента образования Тверской области Наталья Сенникова: из 1000 школ, действовавших в регионе до вступления в КПМО (до 2007 г.), осталось на сегодняшний день 608. При этом она заявила: «Мы не закрываем школы, а создаем современные условия для обучения детей».
По словам Сенниковой, в области действует 170 базовых школ, в которых обучаются до 70% детей.
Большое внимание уделяется оснащению образовательных учреждений: доля учебных расходов в субвенциях, передаваемых с регионального на муниципальный уровень, составляет 12,5%, остальные средства идут на фонд оплаты труда.
Как подчеркнула Сенникова, менять это соотношение можно только в пользу учебных расходов (за счет уменьшения средств на заработную плату), обратное запрещено.
Не всем пришелся по душе такой подход.

Дистанция огромного размера

«Если мы уверовали в то, что проблема учительской зарплаты у нас решена, это очень опасный симптом», – отметил министр образования Пермского края Николай Карпушин, по убеждению которого «заработная плата педагогов остается главным фактором, который влияет на все качественные процессы в сфере образования».
В Пермском крае еще многое предстоит сделать в этом направлении.
По словам Н.Карпушина, «несмотря на то, что расходы на образование составляют 39% от консолидированного бюджета нашего региона, разрыв между средним уровнем заработной платы в сфере образования и средней по экономике края составляет 38% (9 тыс. и 14 тыс. рублей), что заставляет педагогов чувствовать себя крайне некомфортно».
Как сократить «дистанцию огромного размера»? Отвечая на этот вопрос, Н.Карпушин предложил несколько вариантов.
Во-первых, сэкономить на МРОТ, который «съедает» в некоторых школах до 50% фонда оплаты труда (напомним, что с 1 января 2009 г. МРОТ был повышен с 2300 до 4330 рублей).
Для этого необходимо вывести из штатного расписания многочисленный техперсонал, а необходимые услуги (например, уборка помещений) покупать у специализированных компаний на конкурсной основе. Такой способ называется аутсорсингом.
Во-вторых, ввести энергосбережение, которое позволяет образовательным учреждениям экономить до 40% на коммунальных платежах и направлять эти средства на повышение заработной платы.
В-третьих, дать возможность школам всех типов и видов формировать свой собственный «денежный мешок» за счет бюджетов всех уровней, что позволит обеспечить достойную зарплату учителям.
Но все это, по словам Николая Карпушина, возможно только в условиях экономической самостоятельности школ, то есть перехода их в статус автономных учреждений.
В Пермском крае 118 образовательных учреждений перешли в эту новую организационно-правовую форму.
В Новгородской области (на 1 января 2009 г.) 100% – от детсадов до ПТУ.
«Я не считаю это рискованным шагом, – рассказал в интервью нашей газете председатель Комитета образования Новгородской области Владимир Аверкин, – потому что никто и никогда не обанкротит образовательное учреждение и не закроет его, если оно необходимо для обучения детей. Поэтому я не допускаю ситуации, когда ребенку будет негде учиться».

Аварийные школы

Проблеме аварийных школьных зданий было уделено серьезное внимание, и это не случайно. Ведь, как справедливо отметил президент Дмитрий Медведев, «российская школа не должна быть ветхой».
По данным Минобрнауки, в стране на 1 января 2009 г. насчитывалось около 800 таких школ.
В 2009 г. на капитальный ремонт школьных зданий из федерального бюджета было выделено 2,5 млрд рублей, что позволило снизить число аварийных зданий на 36%. В 2010 г. на эти цели планируется израсходовать 1 млрд рублей.
Несмотря на то, что федеральные средства направляются в субъекты РФ на условиях софинансирования, выделенных ассигнований все равно не хватает на решение этой сложной задачи.
О том, как выходят из ситуации в Томской области, на территории которой находится 123 ветхие школы «в деревянном исполнении», рассказал начальник Департамента общего образования этого региона Эдуард Глок.
По его словам, «не надо строить новые школы, можно прекрасно использовать старые здания: это будет дешевле, эффективнее и быстрее».
Так, капремонт, по словам Глока, обходится в 4, в 6, а иногда и в 8 раз дешевле строительства в расчете на 1 ученика: в первом случае эти затраты составляют 114 тыс. рублей, во втором – 600–700 тыс.
При этом в ветхом здании меняется все – от пола, крыши, стен и окон до фасада и всей «начинки», включая электропроводку и канализацию.
Многих участников совещания этот метод не убедил.
«Новая школа простоит от 50 до 100 лет, а отремонтированная – 20–30 лет, и по прошествии этого времени все равно придется строить новое здание», – резонно возражали оппоненты «латания дыр».
По словам И.Реморенко, в настоящее время министерство проводит конкурс проектов школьных зданий, которые впоследствии могут быть использованы в регионах. Он пояснил, что индивидуальные проекты школьных зданий вместе со сметной документацией порой стоят дороже самого строительства и архитекторов, которые специализируются в этой области, очень мало, поэтому инициатива министерства возникла не случайно.

Обучение без барьеров

Свои аргументы в пользу строительства новых школ привела и директор Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Минобрнауки Алина Левитская. По ее словам, новые школы строятся с учетом требований, позволяющих обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в образовательный процесс, а в старых школах таких условий нет.
Их необходимо оснастить учебно-реабилитационным оборудованием: пандусами, подъемниками, специальной мебелью, автотранспортом и т.д. Это потребует серьезных затрат: более 2 млн рублей в расчете на каждое образовательное учреждение. В связи с этим правительство готовит программу «Доступная среда» на 2011–2015 гг., реализация которой, по словам Левитской, позволит создать безбарьерную среду для обучения инвалидов в 20% образовательных учреждений страны (пока такие условия созданы только в 2,5% школ, вузов и техникумов).
Кстати, из 2,5 млрд рублей, выделенных в прошлом году в рамках нацпроекта на дистанционное образование детей-инвалидов, 800 млн рублей остались неизрасходованными из-за проволочек со стороны регионов, а в нынешнем году из той же суммы не потрачено ни копейки по причине реорганизации Минобрнауки (упразднения Рособразования и включения его в структуру ведомства).
Это иллюстрация к вопросу об «эффективности» структурных преобразований, не требующая комментариев.

Виртуальные министры

Что же касается эффективности самого совещания, то, несмотря на широкий круг проблем, заявленных в повестке дня (кроме перечисленных выше, обсуждались новые модели повышения квалификации педагогов и совершенствование оценки качества образования), некоторые участники совещания не получили ответа на волнующие их вопросы.
«Я хотел бы, чтобы тема образовательных стандартов была обозначена более четко, – отметил в интервью нашей газете министр образования Астраханской области Виталий Гутман. – Если мы начинаем эксперимент по введению стандартов с 1 сентября текущего года, необходимо, чтобы к апрелю было полное понимание этой проблемы на федеральном и региональном уровнях. Например, непонятна ситуация с учебниками и особенно с финансированием нововведения».
«Если мы не хотим, чтобы ФГОС остался благим пожеланием, нужно обсуждать этот вопрос с Минфином, поскольку большая часть регионов – дотационные», – подчеркнул министр образования Астраханской области.
Впрочем, все, что руководители образования не успели обсудить в реальном режиме, они смогут сделать в виртуальном: на совещании состоялась презентация нового сайта «Я – министр» (www. Yaministr.ru). Правда, этот информационный ресурс будет доступен только для региональных министров образования: каждый из них получил индивидуальные логин и пароль для регистрации.
На сайте опубликованы проекты документов, комментарии руководителей отрасли по актуальным вопросам.
Может быть, переход на современные формы общения уменьшит колоссальные потоки бумажного документооборота в сфере образования? Ведь не случайно в конце совещания заместитель министра образования и науки Исаак Калина призвал коллег регламентировать масштабы отчетности, поскольку учителя везде и всюду, где бы ему ни приходилось бывать, жалуются на объем бумажной работы.
Однако надежды на ее сокращение невелики: ведь теперь у руководителей всех уровней появится новая забота – ежегодно отчитываться о реализации НОИ «Наша новая школа»…

Рейтинг@Mail.ru