Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2010
Первая тетрадь
Политика образования

НАШИ ПРОЕКТЫ


Кожурина Людмила

IX Педагогический марафон: идеи, воплощенные в опыт

Завершился IX Московский педагогический марафон учебных предметов (учредители – Департамент образования г. Москвы, Московский институт открытого образования, Издательский дом «Первое сентября», московский государственный лицей № 1535, Центр образования № 293), который проходил с 23 марта по 16 апреля 2010 г. в лицее № 1535.
За 23 рабочих дня марафона было проведено 320 мероприятий для 12783 педагогов, пожелавших стать участниками. Каждый пятый – гость из регионов. Спасибо всем! Но как не отметить: учителям французского, самым элегантным; педагогам дошкольного образования, самым улыбчивым; энергичным математикам; увлеченным физикам; искусным технологам; самым юным, психологам, и – по числу забытых вещей – самым рассеянным (признак гениальности) филологам…

Разные люди, разные дни. Однако убедиться в том, что любая типология хромает, можно было прямо на марафоне. На деловой игре в День школьного администратора, например, выяснилось: большинство собравшихся – психологи, социальные педагоги и учителя; директор один, завучей пять. И еще наблюдение: некоторые лица становились узнаваемыми: люди ходили на марафон день за днем. «Вы тут прописались?» – спрашиваю на закрытии молодого человека, которого видела и на Дне математики, и на Дне немецкого языка, и на русском, и на информатике. Он смеется: «Я живу в дальней деревне Калужской области, и уж раз выбрался в столицу, ничего не упущу. Каждый день мне интересен и полезен по-своему».

Задачи срочные /несрочные и важные/ не важные

Навыки эффективного самоменеджмента на марафоне пригодились всем: что выбрать, куда пойти? «Определить интересы людей сложно и вряд ли стоит гадать, – говорит главный редактор ИД «Первое сентября» Артем Соловейчик. – Но нам надо было решать проблему выбора зала по числу записавшихся, так вот, оказалось, что на мероприятие, которое, по нашему мнению, должно заинтересовать всех, записывается не так много народу и наоборот. «Хит» не угадаешь, поэтому качества мы старались достигать за счет большого выбора мероприятий. Да, учитель видит: там говорят одно, здесь другое, в нем начинается какая-то работа… Собственно, это и задумывалось».
Сергей Волков, главный редактор «Литературы», все же пытался модерировать выбор, напоминая участникам о том, что спор между сиюминутным (ЕГЭ) и вечным (искусством) неразрешим, ибо «человек есть тайна». Одно занятие в программе дня так и называлось. Параллельно можно было послушать о преимуществах ЕГЭ: «Задания, требующие от учеников развернутого ответа, дают им возможность высказаться, которой они часто лишены на уроках» (Людмила Дудова).
Трудно поверить, что только тесту ребенок и может «поведать печаль свою», однако школа и впрямь о пользе ребенка не особо печется: «Учителя физкультуры, решившего преподавать ЛФК, ждут просто непреодолимые препятствия – ни часов, ни ставок. Проще отказаться, а детей жаль» (Ольга Козырева, День учителя физической культуры). «Не такие, как все» по-прежнему изгои, а вот в платных клубах и центрах хороших специалистов-педагогов ждут с распростертыми объятиями.
Как привлечь в школу людей с душой и талантом? Пока вопрос ставится по-другому: как замотивировать педагогов к освоению нового, к созданию среды, в которой учителям хотелось бы делиться друг с другом своими раздумьями, в которой не боялись бы говорить о своих ошибках (Елена Советова, День школьного администратора). В финале этого внутришкольного проекта – номинация «Стремящиеся ввысь», моральное и материальное стимулирование.
Но это витало в воздухе: проекты проектами, а без изменения учительских приоритетов мы далеко не уйдем. «Надо перестать постоянно исправлять ошибки учеников, убрать зубрежку, бесконечные словарные диктанты и учить полезным действиям, компетенциям» (Галина Перфилова, День учителя немецкого языка). Но как разовьется, например, компенсаторная компетенция, если не поощряется догадка, а она не поощряется никогда, если учитель постоянно занят контролем.
Вопрос из зала все эти дни был один и тот же: а где взять время? Откуда у нас время на выяснение особенностей отношения ученика к нашему предмету? Галина Перфилова, в частности, дала такой ответ: «Когда вы уберете дрессуру, то увидите: освободится очень много времени, его будет достаточно для общения с учениками по поводу их деятельности».
Учить для жизни
Ориентиры компетентностного подхода внимательные участники марафона замечали то тут, то там. Это звучало: от воздействия к взаимодействию; от автоматизма к осознанной деятельности. «Давать и требовать – сегодня это не уровень, да и можно ли объять необъятное? Мы начинаем упрощать дисциплину, а зря. Картина искажается, поскольку быть проще предмет изучения не заставишь. Гораздо важнее «подключить» познавательные ресурсы ученика, то есть сделать обучение рефлексивным: а почему именно так? а как могло бы быть? что заставило тебя так подумать?» (Александр Бажанов, День учителя немецкого языка).
Что характерно: именно учителя иностранного языка первыми начали отвергать «лобовые» стратегии обучения, ратовать за интеграцию, общение, игру. Ведь чужой язык – это только работа.
Настольные игры, в которые играет с учениками американская учительница Эрин Бома (День учителя английского языка), тут же пошли в ход, желающие принялись играть: действовать сообща, соблюдать правила. В тот же день казанская учительница Валерия Мещерякова обосновывала важность эмоционального компонента в обучении иностранному языку. На Дне французского, как всегда, кого и чего только не было: сказки под музыку, «чепуха», песни, хохот. Приемы, игры, какие-то очень простые эффективные ходы демонстрировала Ольга Захарова на Дне немецкого языка.
Не так удивительно было смотреть на играющих физруков, но все же игры, которые придумал учитель Дмитрий Бесполов и показал на Дне учителя физкультуры, изумляли. «Вышибала» превращался в спортивные шахматы с двумя замками из матов, которые держали «пешки», с «офицерами», которые должны ловить мяч, и «королевой», которую надо было оберегать от бросков противника. «Гимнастика официанта» с куском картона в виде подноса и губкой, изображающей блюдо. И все это под зажигательную музыку, которая, по словам автора, является неотъемлемым элементом упражнений и подбирается, аранжируется на компьютере весьма тщательно.
Кстати, компьютер. Он полезен куда ни кинь взгляд. Увеличивает возможности для коммуникативного, кооперативного, творческого обучения в классе и вне класса в разы. Вебквесты в обучении немецкому (Наталья Северова), оказывается, страшно увлекательная штука. Возможности обучения французскому по электронному учебнику прямо-таки фантастические, начиная от автоматизированной проверки заданий и кончая интерактивными ссылками по любому грамматическому и культурно-историческому поводу (Надежда Щурова). Историкам демонстрировали программу «Хронолайнер» (Вячеслав Лещинер и Дмитрий Новенко), универсальное средство для построения «лент времени». То же с гиперссылками на различные источники информации, то есть под рукой все: биографии участников события, описание исторического контекста, иллюстративный материал.
И думалось: переводя образование на компьютерные рельсы, мы, безусловно, достигаем полезной опосредованности: ребенок работает с изучаемым явлением не «встык», а на расстоянии. Работая в программе, манипулируя мышкой или пультом, он обкатывает заданное содержание еще и какими-то боковыми рецепторами, воспринимает глубже, органичнее для себя. Техническое могущество умножает возможности психического развития, правда. Но не всегда. И не само по себе. На одной из лекций довелось услышать разговор учителей в зале: «Презентация идет «по кусочкам», все-таки непонятно, когда целое не видишь». – «Вот и подумайте о детях, у нас на уроках гонят по 45 слайдов и говорят, что это хорошо».

Готовить к аттестации

«Концепция гуманитарного образования пересматривается. Все тайны и возможности техно- и социоэволюции заключены в человеке, в его мозге и разуме. Ориентация в мире ценностей и смыслов важнее фактуальных знаний» (Алексей Лубков, День учителя истории). Ну и, разумеется, как тут без учителя, без «ключевой фигуры» прогресса, как говорят всюду. Галина Перфилова по этому поводу в День учителя немецкого языка пошутила: «Ключевая, потому что один за все отвечает, за всех расплачивается». На ЕГЭ, например, ставки очень большие. Слишком, и вся система образования из-за этого перекособочена. «Детей больше не учат говорить по-французски, но тренируют правильно ставить крестики. На самом деле сдать ЕГЭ по французскому очень просто, можно даже не знать язык. Немного смекалки и везения – и необходимые для поступления в вуз 20 из 100 баллов набраны» (Татьяна Чистякова, День учителя французского языка). Детей в погоне за правильными ответами на тесты теперь многому не учат: «Очень много фоновых ошибок в экзаменационных работах детей. Фоновая ошибка – свидетельство оторванности ученика от каких бы то ни было культурных основ. Он не видит разницы между Отечественной войной 1812 года и Великой Отечественной войной, путает века и эпохи, та же неосведомленность проявляется в большом количестве речевых ошибок» (Ирина Цыбулько, День учителя русского языка).
Еще бы! Говорить-то некогда. Громоздкий методический аппарат подготовки к ЕГЭ заслонил собой весь мир. Нужны специальные усилия для того, чтобы «ребенок вдруг ощутил, что это его культура, что он в ней живет, и тогда он начинает говорить живым, а не мертвым канцелярским языком» (Оксана Смирнова, День учителя литературы). И в ту же тему: почему школьники не читают, а дошкольники тянутся к книге? Да потому, что в школе нет «воздуха» для возникновения эстетической реакции (Софья Каганович, там же). Никакой мистики, кстати: речь о столкновении двух противоположных смысловых полюсов как условии рождения эстетического чувства. О грустно-радостной эмоции, которую пробуждает окружающее. Об амбивалентности мира, но увы. В школе царствуют Однозначность и ее боевой друг Тест. О том, до чего они могут довести, – примечательная марафонская сценка.
К Ирине Цыбулько, руководителю разработчиков КИМов для ЕГЭ и ГИА по русскому языку, учителя тянулись очередью и после двух пар лекций. Обращались как к высшей инстанции: «Что значит изложить точно?» – «Без фактических ошибок». «А если орфография на двойку?» – «Ставьте честно заработанную тройку». «А если проблема не сформулирована?» – «Ноль баллов». «Какое пособие для подготовки к ЕГЭ сегодня лучшее?» – «Пособие по подготовке экспертов ЕГЭ». Специалиста все никак не отпускали, наконец дошло до абсурда: «Скажите, а «начал петь» – это простое сказуемое или составное?» Вот даже как! Уже и грамматике верить перестали, только авторам КИМов.
И кто это там что-то про «Розовый натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина говорит, где яблоки парят над веткой, будто в невесомости, а бумажная скатерть отражает предметы, как полированная поверхность, и можно говорить с детьми об ощущении Земли как небесного тела, как части космоса (Елена Герасимова, День учителя МХК, музыки, ИЗО)?

Различать идеи пустые и наполненные

Педагоги-практики вели на марафоне едва ли не половину занятий – всех ведущих у нас было 455 человек. Их занятия привлекали тех, кто шел сюда именно за опытом. «А что у вас?» – это и подстройка собственных позиций, и оценка своих наработок: что-то не знаем, а что-то можем делать не хуже. В таком присматривании к другим, бывает, и обнаруживаются уж если не ключи к успеху, то ключи к пониманию собственной деятельности. «Не все подходит, – делилась впечатлениями учительница, – вот здесь говорили о том, как процесс интенсифицировать, ученика пришпорить: «Это задание вы делаете ровно одну минуту» (чтобы «повышался темп извлечения из памяти»). А как же быть медленным детям? Или: «Все задания выполняйте во время первого чтения, так вы рациональнее расходуете время». А как же смысл? Ну и модный «уровневый подход», считай, – сегрегация. А если ребенок только с виду такой»?
Что ответить? Ваша воля, ваш вкус, ваш выбор. «Люди – богатейший ресурс. Но используется он очень слабо. Не доверяют людям. А давая «готовое», мы лишаем подопечных наслаждения, какое дает человеку испытание собственных сил. Уникальность каждого раскрывает продуктивная работа в команде, где никакая инициатива не отвергается, где допускается только харизматическая власть» (Ольга Шклярова, День школьной администрации).
Наверное, применяемый ею термин «партиципативное управление» нам стоит взять на заметку. Управление на равных – не это ли будущее человечества? Особенно если учесть, какой разнобой сегодня царит в образовательном законодательстве. Локальные нормативные акты противоречат федеральным, уставы школ – Конституции, как устанавливают прокурорские проверки, идущие в школах страны (Сергей Феклин, там же). Понятно, надо что-то делать. Но что? В этом году ввели, например, в задания ЕГЭ по обществознанию раздел «Право» (Сергей Козленко, День учителя истории). Но спросить со школы – много думать не надо. Вопрос: поумнеет ли школа, если будет решать несвойственные ей задачи? Если «в различных учебниках и методических пособиях встречаются разные трактовки научных определений, что порой ставит в тупик учеников. Как быть? Можно дать ребятам инструментарий, который позволит им выводить определения самостоятельно, но непонятно, как им сдавать экзамены» (Владимир Кружалов, День учителя истории).

«Составить сложный план развернутого ответа»

Эта формулировка нового задания в ЕГЭ по истории обсуждалась участниками марафона. То есть сначала надо этот развернутый ответ вообразить в голове, потом подвергнуть сокращению – в теории речевых коммуникаций как-то так о планах говорится. А в психологии речи – о том, что написать текст человеку проще, чем сложный план. Но то, что ученик реально может, никого, как правило, не интересует. Ты нам отдай то, чего у тебя нет!
Марафон давал совсем другие образцы человеческого совершенства. На Дне учителя МХК, музыки и ИЗО композитор Александр Майкапар говорил о Шопене, играл Шопена – зал слушал затаив дыхание. Каждый следил за тем, как маэстро исполняет, комментирует свое видение, трактует партитуру, передает слушателям свое волнение, любовь и надежду. Это был мастер-класс красоты и достоинства. Благородство есть, высокое никуда не ушло от нас. Вопрос – где мы?
И другие риторические вопросы с марафона: «Почему в ЦДХ, где собрана самая лучшая коллекция русского авангарда, не приводят школьников?», «Сколько можно упрощать содержание и усложнять формы экзамена?», «Кто велел посылать учителей сдавать ЕГЭ?»…
Так-то, в пылу эмоций, с охапками книг, под самыми разными впечатлениями мы и подошли к финалу марафона–2010.
Ударный момент: последние, самые последние минуты марафона, и… нет, не финишная ленточка, а победные ритмы гулких барабанов группы «МаракатУ» символизировали завершенность большого дела! Под их сопровождение участники выходили из залов, спускались по лестницам, шли к метро – и улыбались.
Настроение, погода – чудесные! И ведь точно – еще увидимся!

P.S.Материал о первых десяти днях марафона – «Школа как пространство человечности» – читайте в «ПС» №7. Репортажи с каждого из дней марафона - на сайте news.1september.ru/

Рейтинг@Mail.ru