Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ


Иваницкая Елена

Парадигма полезности или парадигма достоинства?

От того, в какой из этих двух парадигм мы будем рассматривать детство, зависит наше будущее

«Детство как социокультурный феномен» – так называлась тема круглого стола, который провел Федеральный институт развития образования. В обсуждении приняли участие ведущие эксперты, специалисты в области педагогики, психологии, социального проектирования.

Объединить усилия и найти стратегию согласия

Академик РАО Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования, открыл обсуждение проблемы, выступив с несколькими тезисами: «Разговор о проблеме детства сегодня надо поставить в связь с политическим развитием страны, ибо оно, политическое развитие страны, зависит от того, как мы будем понимать феномен детства. Будем ли мы рассматривать детство в парадигме полезности или в парадигме достоинства? В парадигме полезности детство – это подготовка к жизни. К чему ведет такое понимание? Если детство не уникальная, не самобытная культура, а «подготовка», то детский сад – подготовка к школе, школа – подготовка к вузу, вуз – подготовка к трудовой деятельности, трудовая деятельность – подготовка к пенсии, пенсия – подготовке в смерти. То есть в итоге, вся жизнь – подготовка к смерти. Если мы рассматриваем детство в культуре достоинства, то все иначе. И в частности, опережающая экспертиза всех программ, касающихся детства, должна предшествовать всем управленческим решениям. Мы, к сожалению, потеряли детоцентризм культуры. А должно быть так: сначала мы обязаны понять задачи, исходящие из детоцентризма, а только потом принимать программы. В настоящее время существует три отношения к детству. Во-первых, традиционализм. Во-вторых, инструментальная культура взрослоцентризма, требующая от детей приспосабливаться к существующему положению. В-третьих, так называемые постфигуративные культуры, когда дети отвергают мир взрослых, говоря: вы зашли в тупик, вы не знаете, что делать. И что мир взрослых может ответить детям? Сегодня за нашим «круглым столом» собрались специалисты различных направлений, чтобы объединить усилия и найти стратегию согласия по феномену детства».

Мы отстали, а дети изменились

Академик Давид Фельдштейн, вице-президент РАО, сказал, что полностью присоединяется к тезисам докладчика, и продолжил: «Акцентирую вот что: сегодня взрослый мир отодвинулся от мира детства, и это очень тревожно. Сегодня детство и дети стали качественно другими. Мы привыкли относиться к ним на базе знаний сорокалетней давности, мы отстали, а дети изменились. Сегодня сдвинулись возрастные границы детства. Как, куда? Например, граница подросткового возраста поднялась, старший дошкольный возраст вообще исчез. Чтобы принимать любые программы, надо знать – для кого. А мы сегодняшнего ребенка знаем плохо. И хуже того: мы часто даже не понимаем, что не знаем. Дети сегодня освоили виртуальное пространство. Зачастую лучше нас. Давайте относиться к детям как к людям умным, думающим и чувствующим, а не как к ничего не понимающим и глупеньким, которым мы открываем мир».

Чтобы действовать не в догоняющем режиме

Игорь Реморенко, директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки, отметил, что нам сегодня необходимо нащупать, понять новые тенденции детства, чтобы действовать своевременно, а не в догоняющем режиме. А потом рассказал печальную историю: «Вчера я услышал, что министерство огласило новую инициативу: запретить требовать от школ бесконечных отчетов по запросам бесчисленных ведомств. Я сам готовил такое предложение, поэтому очень обрадовался и захотел узнать, кто опередил меня в этой необходимой, давно назревшей инициативе. И узнал. Увы, это была всего лишь первоапрельская шутка…»

С точки зрения детства

Алина Радченко, руководитель аппарата Общественной палаты РФ, познакомила собравшихся с основными итогами форсайт-проекта «Детство – 2030». Форсайт-проект или просто «форсайт» – это одна из форм долгосрочного исследования и прогнозирования. Проводимый уже в течение нескольких лет форсайт «Детство – 2030» возник из идеи выявить комплексное понимание детства. Оказалось, что такого понимания сегодня нет ни в России, ни в мире. Нет и понимания того, что пора на деле признать права ребенка. Раньше приходилось доказывать равенство прав женщин или инвалидов, а сегодня никому не приходит в голову оспаривать их. Но равенство прав ребенка сегодня приходится доказывать. Дети – это новая цивилизация, заслоненная от нас привычными стереотипами. Надо пересмотреть через призму детства технические инновации, точки социального напряжения, экономику и экологию, чтобы выявить новые тенденции, чтобы дети были готовы к вызовам будущего. Основной вывод форсайта – надо переосмыслить понимание детства при выстраивании стратегии развития страны. Позитивный вариант развития событий достижим, но необходимы усилия, которые пора предпринять уже сейчас. «Меня порадовало, – сказала докладчица, – что на Всемирной выставке в Шанхае оргкомитет России взял слоган: лучший город тот, в котором хорошо живется детям. Взглянуть на город, и не только на город, с точки зрения детства – принципиально важно. Переосмысление детства – вот что может стать международной инициативой России, очень многообещающей, очень перспективной».

Новые риски социального развития

Ольга Карабанова, заместитель декана факультета психологии МГУ, остановилась на трех основных тенденциях, связанных с анализом детства как социокультурного феномена: «увеличение продолжительности детства, изменение структуры детства и – кризис детства». «Кризис детства, – подчеркнула Ольга Карабанова, – это не гипотеза, не миф, а наша реальность: существующий разрыв между взрослым и детским миром, новые социальные риски развития ребенка. Психологические исследования показывают, что происходит поляризация развития детей: благополучное, ускоренное развитие, с одной стороны, и затрудненное, неблагополучное – с другой. Но и в благополучном развитии нарастают свои трудности: форсирование интеллектуального развития в ущерб личностному, а отсюда трудности в эмоциональной жизни, рост одиночества и неумение общаться. Погруженность детей в виртуальную реальность порождает опасный феномен: утрату чувства необратимости происходящего. Все эти новые тенденции требуют подробного изучения».

Необходимая основа обучения

Доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ Светлана Кривцова остановилась на проблемах трудностей межпоколенческого диалога: «Да, эмоциональные связи в семье, связи с близкими взрослыми – это насущная необходимость для ребенка. Но если у родителей есть личностные расстройства, они не могут воспитать иных детей, чем детей с личностными расстройствами. Поэтому и нельзя оставлять воспитание только семье, а необходимо делить его поровну между семьей и школой. Искусство, эстетика, творчество, эмоциональность, радость – это не какие-то необязательные добавки, довески к школьному обучению, а его необходимая основа. В девяностые годы школа переживала немало трудностей, но была открыта этим идеям, а сегодня они ей не нужны, они в нее не вмещаются».

Правовые нормы, касающиеся детства, нуждаются в экспертизе

Александр Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика», начал свое выступление с предостережения: «Бойтесь политических решений в образовании, это самый неэффективный способ решения проблем образования!» Докладчик пояснил, что мы сами провоцируем государство на то, чтобы наше образование было регулируемо не интеллектуально-научными, а командными решениями: «У нас существует разрыв между тем, каким может быть детство, и тем, какое оно есть. Отставание системы образования от изменившейся природы детства у нас в России обсуждалось еще двадцать лет назад. То же самое приходится обсуждать и сейчас, потому что мы живем все в той же «советской», «цековской» парадигме. Наш институт провел мониторинг и выяснил, что в общественном сознании доминирует самое консервативное, чтобы не сказать реакционное, понимание труда учителя. Дисциплина, строгость, поступаемость в вуз – вот чего хотят от учителя. И только! Никаких творческих подходов, никакой гуманизации, никакого нового понимания детства от учителя и от школы родители не ждут. Аттестация же учителей прямо напичкана тенденциями антидетства. Сегодня учитель не научит толерантности и демократии. Давление на учителя таково, что он оказывается носителем совсем других тенденций. Сегодня на повестку дня должна быть поставлена экспертиза всех тех норм, в которых реализуется детство».

Не подготовка к жизни, а сама жизнь

Владимир Собкин, директор Института социологии образования РАО, начал свое выступление с того, что вернулся к идеям форсайт-проекта, и заметил, что его смутило отсутствие в нем искусства: «А между тем искусство на всех этапах детства исключительно важно, так как именно искусство помогает ребенку «творить себя». Это в проекте серьезное упущение, так как именно искусство играет важнейшую роль в построении идеалов». Затем докладчик подтвердил «корневую идею»: «Детство, образование, школа – это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Почему общественная система образования не может до сих пор принять эту идею? Что за барьеры, что за «пробки» препятствуют этому? У меня нет ответа. Педагоги как исходили из того, что готовят ребенка к жизни, так и исходят. Ничего не изменилось. Учитель не находится в сотворчестве с ребенком, он работает над ребенком. А изучаем ли мы проблематику развития учителя? Нет! Мы легко произносим слова: социальная ситуация развития во взаимодействии ребенка и взрослого… Но изучаем ли мы ее? По сути – нет. Когда мы исследовали подростков в Москве и в Амстердаме, то увидели, что различия в ценностях у подростков не оказалось. А когда мы то же самое исследовали по отношению к взрослым, то различия в ценностях выявились огромнейшие.
Многопозиционный анализ ситуации – вот что сегодня требуется. Для нашей страны с ее сильнейшим социальным расслоением особенно важна проблема, которая почти не исследуется: как семьи из разных слоев решают проблему образования? Как, куда, почему ориентируют ребенка? Сегодня очень важно видеть всю тончайшую дифференциацию мира детства, различных типов его развития. А что касается статуса детства, то давайте вспомним: кто крикнул, что король голый? Не учитель, не философ – ребенок! Ребенок, который увидел реальность именно как реальность и прямо, искренне высказал правду. Это огромная ценность детства, это ценнейшие качества, которые с возрастом уходят или ослабляются».

Рейтинг@Mail.ru