Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2010
Первая тетрадь
Политика образования

Львова Наталья

Школа – для родителей? Школа – для ребенка!

Чем мы руководствуемся, выбирая место, где станет учиться будущий первоклассник

С четвертой четверти по всей стране начинается прием детей в школы. Накануне этой даты в Москве прошла пресс-конференция на тему «Первоклассник: выбираем школу, выбираем учителя». Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких и первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Константин Абрамов рассказали о том, чего родители ожидают от школы, а также о том, на что стоит обратить внимание при выборе места учебы ребенка.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Мультяшные игры». Посетив сайт интернет проекта «Мультяшные игры», который располагается по адресу http://mult-games.ru Вы сможете весело провести свое время, проходя онлайн игры Аниме, Диснея, отечественных мультфильмов и многих других тематик. Удобный рубрикатор сайта «Мультяшные игры» поможет быстро найти подходящее развлечение под любой вкус.

Пресс-конференцию открыл Константин Абрамов. Он познакомил присутствующих с результатами соцопроса, проведенного ВЦИОМ в 42 регионах страны. По данным социологов, почти половина россиян негативно оценивают ситуацию в образовании: 37% назвали ее тревожной, 12% – кризисной. Только 3% респондентов считают, что в отечественном образовании «все отлично», 35% характеризуют ситуацию как нормальную.
Социологи попросили также определить основные проблемы отрасли. Здесь мнения разделились практически поровну. 9% назвали главной проблемой ЕГЭ, столько же – недоступность образования и недостаточную проработку учебных программ. 8% – низкую квалификацию педагогов, столько же – слабую материально-техническую базу школ. Кстати, последний показатель четыре года назад был гораздо выше: 15%. Константин Абрамов считает это изменение результатом нацпроекта «Образование».
Респондентов спросили и о том, зачем, по их мнению, вообще нужно образование. Большинство участников опроса (33%) уверены, что нужно не образование как таковое, а диплом, который потребуется при устройстве на работу. В 2005 году так думали 44% россиян. Четверть респондентов считают, что учиться нужно для того, чтобы стать хорошим профессио­налом. 12% учатся ради карьеры, 10% – ради получения новых знаний, 6% – чтобы оказаться в образованной среде и столько же – просто потому, что «так принято».
Был задан и вопрос, какие школьные предметы пригодятся в дальнейшей жизни. Половина респондентов назвали математику, 47% – русский язык.
Участников опроса попросили оценить и работу учителей. 3% считают ее отличной, 33% – хорошей, 37% – удовлетворительной, 10% – плохой. А среди основных качеств педагогов респонденты назвали трудолюбие (45%) и несамостоятельность (44%).
Что играет роль при выборе школы, в которую пойдет ребенок? Как показывают данные опроса, большинство родителей (93%) в первую очередь прислушиваются к рекомендациям друзей и близких. На втором месте стоит близость к дому (86%). Кроме того, родители обращают внимание на то, сколько выпускников школы поступают в вузы (82%). Для 68% родителей важна дешевизна обучения, для 65% – специализация учебного заведения и, наконец, для 33% – личный положительный опыт учебы в этой школе (здесь можно было дать несколько вариантов ответа, поэтому сумма процентов больше ста).
Начиная свое выступление, Марьяна Безруких внесла уточнение в последний пункт опроса. По ее словам, пять лет назад родителей действительно больше всего интересовали процент поступлений в вузы и близость школы к дому. Однако теперь тенденция несколько изменилась. Все больше родителей ищут «человеческие» школы, где к их ребенку отнесутся с уважением.
Однако многие учителя, увы, не готовы учитывать личные особенности ребенка. И почти все не учитывают (потому что не знают) возрастные особенности детской физиологии. По словам Марьяны Безруких, в педагогических вузах этому вопросу уделяется крайне мало внимания. А виноват в этом оказывается сам ребенок, от которого зачастую требуют того, к чему на данном этапе своего развития он просто не способен. Многих школьных трагедий можно было бы избежать, если бы педагоги соотносили учебный процесс с физиологическими особенностями детского организма.
Соизмерять школьные нагрузки и силы ребенка хорошо бы научиться и родителям. Дети, которых отдают в спецшколы, совершенно не считаясь с их реальными способностями, становятся жертвами родительского честолюбия. Им обеспечены заниженная самооценка (так как они не будут справляться с программой), а также проблемы со здоровьем, вызванные чрезмерными нагрузками. В качестве примера Марьяна Безруких рассказала об одной маме, чей сын ходил в логопедический детский сад (то есть имел серьезные проблемы с речью). Вопреки очевидности, женщина собиралась отдавать ребенка в языковую школу.
Одна часть родителей выбирает школу не для ребенка, а для себя. Другая – просто не интересуется, по какой программе занимаются в выбранной ими школе. По идее директор на установочном родительском собрании должен сам рассказать о программах и нагрузках, но это делается далеко не всегда. В итоге ребенок попадает в школу с интенсивной программой (сейчас таких школ множество, особенно в Москве), а родители только к концу первого класса, когда у детей начинаются проблемы с успеваемостью и здоровьем, начинают понимать, что творится что-то неладное.
С точки зрения детской физиологии и психологии интенсивные программы в начальной школе – это скорее плохо, чем хорошо. Весь первый год организм ребенка пытается адаптироваться к новым условиям жизни. Этот процесс труден и энерго­емок сам по себе. Не надо усугублять его еще и чрезмерными нагрузками – ускоренными курсами, двумя иностранными языками или музыкальной школой.
К тому же у ребенка, особенно в начальной школе, должно быть свободное время. И это, подчеркнула Марьяна Безруких, не блажь, а жизненная необходимость. Ведь в то время, когда ребенок как будто бы ничего не делает, он занят едва ли не самым важным делом: поиском себя. Медленно, внешне незаметно или с помощью действий, бессмысленных с точки зрения взрослых, он пытается нащупать свой интерес в жизни, найти дело, которым ему нравится заниматься.
По словам Марьяны Безруких, к 10–11 годам, то есть к концу начальной школы, ребенок уже должен найти этот интерес. Если же честолюбивые родители и интенсивная школьная программа не оставили ему времени на поиск себя, то все дальнейшее образование, включая высшее, грозит оказаться бессмысленным. Часто бывает, что люди, в которых в детстве «много вкладывали», только закончив вуз (тоже выбранный родителями) начинают искать свое «дело жизни». И в результате этих поисков многие уходят из профессии, которую получили ценой таких усилий и жертв.

Рейтинг@Mail.ru