Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Черных Марина

Первое знакомство со школой

Чтобы собеседование было комфортным для детей и информативным для родителей

Запись в первый класс – особое событие в школьном календаре. Это дни, когда в школу впервые в своей жизни, робко держась за руку мам, пап и бабушек, входит целая будущая параллель. Каждый из пришедших малышей наверняка вспомнит этот день через долгих одиннадцать лет, во время последнего звонка. Очень важно организовать вхождение в школу так, чтобы задать тон всем дальнейшим взаимодействиям с детьми и их родителями.

 

Добро пожаловать

Процесс собеседования может быть организован очень по-разному. Где-то учителя распределяют, например, субботы и по очереди работают в течение всего срока записи. Если школа популярна в районе или городе и список будущих первоклассников заполняется за день-два, то на это время «мобилизуют» всех педагогов начальных классов. В любом случае школа стремится создать такие условия, чтобы пришедшие к ним впервые родители с детьми, о которых они так волнуются, не сидели подолгу в очереди, а сами будущие первоклассники не чувствовали себя подопытно-подследственными во время собеседования.
Как известно, сама процедура записи не должна быть единственной встречей семьи шестилетки со школой. Многие родители очень тревожно относятся к процессу выбора школы и будущего класса для своего ребенка. Волнения и страхи можно значительно уменьшить, если дать возможность родителям увидеть жизнь школы, так сказать, онлайн: что происходит на переменах, как кормят в столовой, чем занимаются дети на продленке. И самое главное, как проходят уроки тех учителей, которые станут классными руководителями в будущих первых классах. Пусть родители за несколько «открытых дней» посмотрят на стиль взаимоотношений, уровень требований и даже оценят громкость голоса и темп речи учителя.
Психологи утверждают, что темпераменты ученика и учителя не должны сильно различаться. То есть медлительному ребенку крайне тяжело приспособиться к взаимодействию с энергичным, динамичным педагогом. Маленькому стеснительному копуше больше подойдет спокойная, немного флегматичная учительница, которая говорит тихо и размеренно. А вот гиперактивным, непоседливым детям такая учительница будет, наоборот, усложнять и без того нелегкую жизнь. Хорошо бы объяснить это родителям заранее. Пусть оценят стиль поведения сына или дочери, а потом попробуют найти среди возможных учителей соответствующего. Это, конечно, не единственный критерий, но хорошо бы иметь его в виду.
Такая открытость, шаг, сделанный навстречу родителям, может значительно увеличить их доверие к школе. Иначе они станут использовать как источник информации всевозможные слухи и раздражаться: жалобами на неоправданную закрытость школ полны родительские форумы.

Чего лучше не делать

Зачастую чрезмерно активные родители превращают последний дошкольный год ребенка в непрерывный тренинг, а то и в дрессировку. Если во время собеседования учитель понимает, что перед ним именно такой взрослый, хорошо бы тактично объяснить, что надо и, главное, чего не надо делать в эти последние месяцы перед первым классом.
В некоторых семьях тема будущей учебы становится чуть ли не главной. Одни, сами того не желая, заранее запугивают ребенка, расписывая ему предстоящие испытания и суровые требования. Другие постоянно твердят о том, что он должен будет учиться только на пятерки, как вся его родня до седьмого колена. И то и другое никак не идет на пользу будущему первокласснику. В первом случае у него заранее формируются негативный образ школы и страх перед ней. Во втором – семья взваливает на плечи ребенка непомерный груз завышенных ожиданий. И тоже страх – не оправдать высокое доверие любимых людей. Хорошо бы напомнить об этом родителям: в разговорах о грядущей учебе лучше соблюдать меру.
Как и в тренировке учебных навыков. Повальное увлечение развивающими книжками и рабочими тетрадями для подготовки к школе приняло уже размах стихийного бедствия. Это вполне объяснимо: в сознании родителей живет устойчивый миф о том, что к моменту поступления в первый класс ребенок должен знать и уметь чем больше, тем лучше. Здесь благие намерения взрослых тоже могут обратиться в свою противоположность. Если в ходе собеседования выясняется, что нагрузка превышает все разумные пределы – детский сад, курсы по подготовке, английский, спортивная секция, ежедневные «домашние задания», да еще и по учебникам первого класса, – стоит объяснить родителям, что такой объем занятий и незнание родителями методик и возрастных особенностей могут привести к печальным результатам. При этом не только страдает здоровье пяти-шестилетнего малыша, но и нарушается естественная сфера его интересов и мотиваций, а сам процесс освоения знаний воспринимается с тоской и отвращением.

А вместо этого…

Это совсем не означает, что с ребенком совсем не нужно заниматься. Просто родительскую активность лучше направить в конструктивное (и безопасное) русло.
Несколько игр и развивающих упражнений можно провести прямо во время собеседования. Во-первых, поведение ребенка во время игры скажет опытному учителю гораздо больше любых тестов. И во-вторых, если упражнения понравятся малышам, они охотно будут практиковать их во время общения с родителями.
Поиски клада можно устроить, если заранее запастись десятком-другим небольших коробок. Вполне подойдут, например, из-под чая. Несколько рядов ставятся друг на друга, а в одной из коробок спрятан «клад» – конфета, ластик, маленькая игрушка. Взрослый руководит действиями маленького кладоискателя. Например: найди второй ряд снизу, третью коробочку слева. Навык ориентации на плоскости (верх–низ, право–лево) и умение отсчитывать очень пригодится будущему первокласснику при освоении тетрадного листа в клетку и в линейку.
Волшебный мешок, полный всякой всячины, среди которой могут оказаться и привычные предметы – варежка, карандаш, чайная ложка, пуговица, и диковинные ракушки, шишки, кораллы, позволит в самых разных игровых вариантах потренировать умение классифицировать. Например, медленно доставая рукавичку, взрослый говорит: «Если в мешке еще окажутся носки, шапка, шорты, то он будет полон… (одежды), что мы еще сможем там найти?» В эту игру дети охотно играют и без реальных предметов, но мешок обычно добавляет интриги.
Можно попросить ребенка достать из мешка любой предмет и устроить блиц-соревнование, по очереди называя его признаки: «Шишка – сухая, теплая, коричневая, шершавая, легкая…» Побеждает тот, кто назовет последнее прилагательное. Эту игру можно затевать в любую свободную минуту, например, по дороге из детского сада домой, описывая встреченные по пути предметы.
Если же из нашего мешка появятся самые разнородные вещи, они могут стать завязкой к сочинению истории о том, как эти предметы могли оказаться вместе. Придумывание историй – вообще неисчерпаемая форма, она обычно привлекает и детей, и их родителей. Нужно только показать, как ее «запустить».
Семейный альбом может состоять не только из фотографий, нащелканных «мыльницей». Гораздо интереснее добавить к ним рисунки и короткие тексты, придуманные ребенком и записанные взрослыми. Тогда получится настоящая семейная летопись. Начальную ее страницу можно посвятить первому приходу в школу. Предложите ребенку изобразить это событие и составить маленький рассказ, чтобы представить вечером всей семье. Если эта форма приживется, можно сделать подобные отчеты о самых ярких событиях предстоящего лета, чтобы ребенок принес их первого сентября. Так он будет чувствовать себя увереннее, и первое знакомство будущих одноклас­сников получится интересным и содержательным.

Рейтинг@Mail.ru