Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Третья тетрадь
Детный мир

УЧИТЕЛЬСКИЕ ИСТОРИИ


Берштейн Анатолий

Берлинские пирожные

Здравствуйте! Вы меня не узнали?..» Я куда-то спешил и не сразу заметил женщину, окликнувшую меня на улице. Но я ее, конечно же, узнал...
В День учителя на большой перемене в школьный буфет вошла родительница (школьный жаргон), подошла к учительскому столику, выложила на тарелку берлинские пирожные, поздравила с праздником и ушла. Ее сын закончил школу в прошлом году – обычный, даже незаметный парень, не доставивший никаких хлопот. Других детей не было – значит, никаких просьб к школе на будущее. Получалось: человек просто вспомнил о Дне учителя, поздравил, поблагодарил. Бескорыстно. Нет, забыть эту женщину я не мог – для школы это не частый, чтобы не сказать, исключительный случай.
Вот других – сколько угодно. Когда при детях на перемене тебе суют в верхний карман пиджака китайскую ручку с золотым пером («С Новым годом!»). А в конце четверти убедительно просят поставить «5» дочери («Ну вам же это ничего не стоит, она так старается...»). Или вот коллеги уговаривают взять «мой» подсвечник, подаренный родителями к последнему звонку («В конце концов, в какое положение вы нас ставите? Мы же взяли!»).
Как-то на выпускном вечере я взял в подарок от папы-полковника шахматы (повозились же мы с его дочкой)... Казалось, от чистого сердца, экзамены-то закончились. Но наутро он позвонил домой: просил кое-что изменить в характеристике.
Унизительно все-таки, когда тебя покупают. И вдвойне обидно, горько, когда ты вначале поверил: тебе просто искренне благодарны...
Благодарность – это такое особое слово для учителя. Не за благодарность работаем, но без нее душно. Ключевский как-то сказал: «Требовать благодарность глупо, не быть благодарным подло». То есть дело, конечно, не в благодарности. А в неблагодарности. Именно неблагодарность провоцирует подозрение. Из-за нее уменьшается великодушие. На благодарность специально можно не претендовать, но почувствовав неблагодарность – расстроиться и обидеться. Каждый отвечает за свою благодарность как за свое лицо к сорока годам.
Но благодарить надо уметь. Как и во всем другом, здесь нужна «честь формы».
Не спрашивайте учителя: что для него ценнее – цветы от детей, спасибо от родителей или хрустальная ваза от родительского комитета. Риторический вопрос: конечно же, неказистые детские подарки, сделанные от чистого сердца.
И когда мне, например, не хватает запаса бескорыстия, веры и подступает черная меланхолия, я начинаю рассматривать некоторые вещи, выставленные в квартире на видном месте. Вот тура, выточенная ребятами на фрезерном станке и подаренная мне к 23 февраля со словами: «Она ходит только по прямой». На деревянном яйце сделан рисунок: человек, очень похожий на меня, несет в руках огонь, освещающий темноту внутри блочных коробок современного микрорайона. Книга с дарственной надписью, закан­чивающейся словами: «Ваш бывший ученик и друг...»
Посмотришь и успокоишь­ся. Много ли учителю надо?!

Рейтинг@Mail.ru