Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Третья тетрадь
Детный мир

КАРТА ЗДОРОВЬЯ


Иваницкая Елена

Если будильник уже не помогает...

Дело здесь может быть не только в режиме, но и в психологических особенностях ребенка

«Вечером не уложишь – утром не поднимешь!» – типичная жалоба родителей, на которую школьники всех возрастов отвечают столь же типичной: «Когда хочется спать – не дают, а когда не хочется – насильно укладывают!» К сожалению, те или иные осложнения со сном ученика встречаются во многих семьях. Какие нарушения сна встречаются наиболее часто? Какие ошибки при этом могут совершить родители?

 


Недосып в процентах

Врачами-физиологами и психологами установлено, что физиологическая потребность в сне в подростковом возрасте по сравнению с младшими школьниками нисколько не уменьшается и по-прежнему составляет 9,5–10 часов в сутки. Однако многочисленные обследования показывают: при столь высокой потребности в сне школьники в предподростковом и подростковом возрасте спят значительно меньше, чем младшеклассники, – в среднем 7–7,5 часа. Причем около 10% старшеклассников спят менее 6,5 часа в сутки и только 15% спят более 8,5 часа, хотя и это количество не достигает физиологической нормы. В результате у многих подростков широкую распространенность и особую остроту приобрела проблема чрезмерной дневной сонливости. Так, по разным данным, от 25 до 62% учащихся старших классов жалуются, что им трудно просыпаться утром, а днем клонит ко сну. Вплоть до того, что нередко случаются засыпания прямо во время занятий в школе и при выполнении домашних заданий дома.

По шкале тревожности

Тяжелые последствия недостатка сна многочисленны. Недосыпающие ребята вялы, апатичны, никогда не проявляют инициативы, у них – вместе с повышенной сонливостью – появляются сложности с концентрацией и поддержанием внимания, с кратковременной памятью, снижается точность движений и своевременное реагирование на внешние стимулы. Недостаток сна влияет на эмоциональное состояние в подростковом возрасте. Так, у старшеклассников обнаружена прямая связь между временем, проводимым во сне, и оценками по шкале тревожности и депрессивности. Чем больше школьники недосыпают, тем они «нервнее». У них повышается эмоциональная нестабильность, возникают резкие перепады настроения: то раздражительность, доходящая порой до агрессивности, то внезапное легкомыслие, когда «море по колено».
Дефицит сна обязательно сказывается на успеваемости как младших, так и старших школьников. Трудности с концентрацией внимания и эмоциональные нарушения ухудшают способность учеников справляться со школьными нагрузками, могут служить причиной снижения статуса подростка в референтной группе. У подростков с повышенной сонливостью возрастает риск злоупотребления кофеином, никотином, алкоголем. Резко увеличивается вероятность возникновения несчастных случаев.
Сокращение продолжительности сна в подростковом возрасте – это не чья-то злая воля. Оно вызвано серьезными причинами: раннее время начала занятий в школе; значительные учебные нагрузки, возможная подработка по вечерам или в утренние часы; занятия спортом, изменяющие режим сна в связи с расписанием тренировок команды. Кроме того, многие подростки предпочитают заполнять вечера развлечениями, телепросмотром или общением по интернету. По выходным, когда большинство взрослых стремятся восполнить дефицит сна, молодежь проводит время на бессонных вечеринках.

Индивидуальный ритм сна – что это такое?

Причиной повышенной дневной сонливости может быть также нерегулярный режим сна в течение недели. Во многих семьях родители позволяют детям поздно ложиться в выходные с условием, чтобы ребенок ложился спать вовремя в дни школьных занятий. Такой подход порождает следующую проблему: если ребенок ложится спать в 22 часа в учебные дни, а в выходные бодрствуют до 1–2 часов ночи, наступает так называемая переустановка биологических часов, которая длится около трех дней. Когда в учебные дни приходится ложиться спать раньше, из-за «переустановки» внутренних ритмов подросток все равно не может заснуть, то есть фактически организм отдыха не получает. Это означает, что в течение трех из пяти учебных дней школьник может испытывать недостаток сна, даже если ложится спать вовремя.
Во время каникул, вдали от дома и в обстановке, когда снижено социальное давление, школьники сами собой возвращаются к необходимой для их организма продолжительности сна.
Трудности с засыпанием могут быть вызваны не только сбоем режима, но и тем, что сам режим не совпадает с индивидуальным ритмом сна ученика. Поэтому он может постоянно страдать от повышенной сонливости в утренние и дневные часы. Причем желание «поспать бы!» вызвано не только недостатком сна, но и собственным, присущим ребенку суточным ритмом сонливости.
Всем на собственном опыте известно, что середина ночи – такое время, когда желание спать прямо-таки неодолимо. Если биологические часы заставляют человека засыпать в 3 или 4 часа и пробуждаться около полудня, то утренние часы, время первых уроков – как раз середина его «индивидуальной» ночи. Такое нарушение называется фазовой задержкой сна. Если есть основания думать, что постоянная сонливость ученика вызвана именно фазовой задержкой, надо обязательно посоветоваться со специалистом. Ни подстегивания ребенка по утрам – «быстрей-быстрей, шевелись, хватит спать!», ни скандалы по вечерам – «ложись спать немедленно!» – тут не помогут. Детей, у которых обнаруживается фазовая задержка сна, не так мало – примерно 7%. И примерно 10% всех случаев хронического недосыпания связаны именно с этим нарушением.
Но есть и такие дети – как младшеклассники, так и старшеклассники, – которые предпочитают ложиться попозже, но при необходимости могут приспособиться засыпать в обычное время суток. У них нет фазовой задержки сна. Например, так называемые «совы», засыпающие в час-два ночи и пробуждающиеся в 9–10 утра, при необходимости переходят на режим «в 22 ложиться – в 6 вставать» без ущерба для самочувствия и качества сна приблизительно за пять суток. Адаптация к более раннему засыпанию и пробуждению называется фазовым опережением сна, и здоровые подростки могут сдвигать вперед фазу сна примерно на час ежедневно. Для младшеклассников в этом случае необходим более щадящий и постепенный сдвиг.

Ночные кошмары и сноговорение

Мучительное нарушение сна, которое чаще встречается у младших школьников, причем, как правило, у мальчиков, – ночные кошмары. Они обычно возникают в первой трети ночи и сопровождаются вскрикиванием, плачем, вегетативными изменениями (сердцебиением, расширением зрачков, быстрым дыханием, испариной), а также проявлениями ужаса. Ребенок не входит в контакт с проснувшимися и утешающими его родителями, может вскочить с постели и выбежать из комнаты, поранить себя или пытающихся успокоить его взрослых. При этом наутро ребенок обычно ничего не помнит: ни что приснилось, ни что он делал. Ночные кошмары наблюдаются примерно у 5% детей в возрасте до 12 лет и, как правило, исчезают с возрастом. Причина этого расстройства сна – физиологическая, а не психологическая. У детей, переживающих ночные кошмары, как правило, нет личностных расстройств. Если описанные состояния возникают часто, необходима консультация специалиста. Врач должен исключить у ребенка наличие заболевания. А если же оно выявится, то излечение устранит и ночные кошмары.
От ночных кошмаров следует отличать другое нарушение, отчасти сходное с ним по впечатлению взрослых. На этот раз речь идет об устрашающих сновидениях. Они обычно возникают во второй половине ночи или под утро и имеют психологическую основу. Дети, пробуждаясь, обычно хорошо помнят, что им приснилось, и могут рассказать содержание страшного сна. Когда устрашающие сновидения возникают часто, это свидетельствует о неблагополучии в эмоциональной сфере и требует обязательного совета с психологом.
Часто родителей настораживает, что ребенок время от времени что-то бормочет или даже внятно выговаривает во сне. Такое нарушение называется «сноговорением». Оно не требует внимания врача и специального лечения, если не сочетается с эмоционально-личностными нарушениями в период бодрствования. Если же осложнения поведения налицо, то сноговорение отражает невротические изменения характера ребенка, который нуждается в помощи специалиста.

Юные сомнамбулы

Большую тревогу родителей может вызвать сомнамбулизм – хождение во сне, снохождение. Единичные случаи снохождения отмечаются у 18% детей в возрасте от младшеклассников. Примерно у 4–5% детей приступы этого заболевания возникают каждую ночь. Сомнамбулизм чаще встречается у мальчиков. У большинства детей, заболевших в раннем возрасте, с наступлением подросткового возраста приступы прекращаются. Если первые эпизоды снохождения появляются в 9 лет или позже, это расстройство сна чаще всего не исчезает и в зрелом возрасте и может указывать на наличие определенных невротических изменений.
Снохождение возникает, как правило, в первой трети ночи, как и ночные кошмары. Ребенок может просто встать с кровати и ходить по комнате, но может совершать и сложные действия. Например, как бы приняться за выполнение домашнего задания. Пробуждение ребенка во время приступа затруднено, наутро ребенок ничего не помнит. У детей и подростков с единичными случаями сомнамбулизма необходимость в проведении специального лечения отсутствует. Рекомендуется прежде всего позаботиться о качестве сна ребенка, строго соблюдать правила гигиены сна. Но в тяжелых случаях, когда приступы снохождения возникают часто и могут привести к физической травме, чрезмерной сонливости и различным нарушениям во время бодрствования, необходима помощь специалиста. Рекомендуется консультация психоневролога. Даже тяжелые случаи сомнамбулизма успешно лечатся. Определенную помощь в комплексной терапии заболевания могут оказать общеукрепляющие мероприятия, упражнения на расслабление, режим питья и питания. Специалист все это посоветует.
Следует осторожно обращаться с эмоциями ребенка. Рассказы о его поведении во время снохождения могут тяжело ранить его чувства, надолго испугать, снизить самооценку.

 

Рейтинг@Mail.ru