Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА


Соколова Евгения

Музей одного дня

Чтобы его создать, нужно что-то открыть для себя и суметь показать свои открытия другим людям

Музейная педагогика – важная часть работы любого предметника и классного руководителя. Продолжая разговор, начатый в № 1 нашей газеты, мы хотим попытаться изменить привычный взгляд на музей как на солидный и достаточно далекий «очаг культуры». Приблизить его к школе, к ребенку, превратить в продукт совместного творчества. Попробуем сделать так, чтобы как можно чаще в школе открывались разнообразные музеи. Назовем их музеями одного дня. Они собираются быстро, существуют недолго, но оставляют след в памяти учеников. При этом они не перестают оставаться настоящими музеями, хранящими то, что неподвластно времени. Краткость их бытия позволяет экспонатам избежать позорной участи ненужного старья, забытого в пыли на полках. Потому что школьный музей жив теми людьми, которые его создали, вложив в него не только силы, но и личностные смыслы. Дети растут, меняются. Им нужно постоянно создавать что-то новое. Как превратить в музей какую-нибудь обычную выставку экспонатов, принесенных из дома или сделанных своими руками?


Рождение идеи

Идея рождается из повседневной жизни, конечно, если она насыщена событиями. Это могут быть события жизни класса (интересная тема по истории – Древний Египет, увлекательная книжка на литературе – «Робинзон Крузо»), школы (юбилей родного учебного заведения), всей страны (юбилей Победы). Как правило, формулирует идею взрослый (учитель, классный руководитель) – у него больше опыта посещения музеев. Но важно обсудить подробности вместе с ребятами, чтобы они стали не просто исполнителями задачи, поставленной педагогами, но захотели взять на себя долю ответственности.
Итак, озвучивается идея – делаем музей! Сразу возникают вопросы: о чем будет наш музей? Для кого? Какими экспонатами мы его наполним? Понятно, что посетителю должно быть интересно, его все время должны подстерегать неожиданные открытия. А для этого нам самим придется что-то открыть для себя и суметь показать свои открытия другим людям. Чтобы возникло ощущение причастности к древней культуре, миру книги или прошлому своей страны, своей школы.
К примеру, мы решили собрать вещи, которые хранятся в семьях школьников, педагогов как память о Великой Отечественной войне. Зачем? Чтобы самим почувствовать атмосферу тех лет, чтобы посетители узнали, из каких подробностей складывалась жизнь людей. Поэтому главное в нашем музее не официальные документы, а простые предметы, мелочи, сберегавшие домашнее тепло, помогавшие сохранить в нечеловеческой войне человеческое достоинство, честь, любовь.

Штатное расписание

Чтобы ответить на все вопросы, материализовать идею, нужны люди. Организационный комитет, который собирается из числа заинтересованных лиц. Назовем его для солидности «дирекцией музея». Это сразу придаст вес грядущему мероприятию.
Конечно же, в дирекции необходим директор – это, собственно, главный менеджер, ученик, который хочет себя попробовать в роли руководителя и готов взвалить ответственность на свои плечи. Нужны собиратели коллекции, те, кто будет инициировать поиск и сбор экспонатов, напоминать ребятам, кто что приносит, следить, чтобы в коллекцию не попадали однотипные вещи, в то же время в каждом разделе должны быть представлены хоть какие-то предметы. Хранители коллекции следят за наличием необходимых подписей к экспонатам и за их сохранностью. Дизайнеры продумывают схему расположения экспонатов, оформление музея (обычно школьного кабинета или хотя бы его уголка, витрины, стенда в коридоре). Художники-реставраторы приводят в должный вид потрепанные временем реликвии перед тем, как они попадут в коллекцию, подправляют экспонаты, испорченные (увы, бывает) не в меру любопытными посетителями. Самая многочисленная группа – экскурсоводы. Даже одну экскурсию для одной группы ребятам удобнее вести не в одиночку, а небольшой дружеской компанией. Чтобы было не так страшно. А если намечается несколько экскурсий за 2–3 дня? Придется подготовить несколько команд, которые могли бы сменять друг друга в залах музея. Да, есть еще рядовые сотрудники, которые приносят (готовят) разные экспонаты. Получается, в работу может быть втянут целый класс. Или даже несколько классов. Потому что каждый ребенок сумеет найти свой интерес в таком насыщенном пространстве.

Подготовительный этап

Инициативная группа (дирекция) собирается и начинает «разминать» идею, уточнять детали. Скорее всего придумается несколько разделов (залов) музея. Можно, кстати, выбрать куратора по каждому разделу, который будет с помощью дизайнеров и других сотрудников создавать свой кусочек экспозиции.
Решительный шаг – объявление о сборе экспонатов. В классе это легче сделать устно, заодно на вопросы ответить, поагитировать, заинтересовать. В масштабе школы (микрорайона) потребуются рекламные листы, расклеенные на всех доступных поверхностях. Настоящие рекламы – броские, привлекающие внимание, интригующие. И в то же время информативные: куда приносить, кому, когда откроется музей и сколько времени будет работать. Непременная гарантия возврата собственности владельцу в целости и сохранности. Обещание указать имя того, кто предоставил экспонат, на специальной табличке, выполненной «под мрамор» (особенно это важно для ребят младших классов – увидеть свою фамилию на красиво оформленном стенде).
Основная часть экспонатов собрана. Пришло время составить окончательный план экспозиции: разделы (залы), их названия, схема размещения предметов. На очередном заседании дирекции обсуждаются все имеющиеся по этому поводу идеи, принимается решение.
Дизайнеры приступают к изготовлению ярких афиш и входных билетов, которые можно будет распространять заранее или вручать прямо при входе в музей.
Собственно оформление музейной экспозиции, когда все заранее продумано и подготовлено, занимает три-четыре часа. Наш музей – это классная комната, превратившаяся накануне «Дня Х» в нечто удивительное с помощью драпировок на стенах, иной расстановки парт и стульев. Посетитель попадает в загадочный мир. Ткани, бумага, экраны с возникающими на них картинами по теме выставки, музыка – современные интерактивные экспозиции дают массу примеров того, как можно не по старинке, а по-новому, с использованием современной техники включить зрителей в музейное пространство.

Экскурсовод готов к неожиданностям

Экскурсоводы с помощью педагогов, книг, интернета составляют свои авторские тексты экскурсий, увлекательные, информативные, доступные слушателям разного возраста. Они готовятся работать не только с организованными группами посетителей, но и с самостоятельными путешественниками-одиночками. Для них продумываются маршруты, записываются аудиоэкскурсии. Плеер выдается «одиночке», и он самостоятельно движется по экспозиции. Или разрабатываются интерактивные путеводители (пусть крошечные, листочек А4) с вопросами, заданиями, которые нужно выполнить, внимательно рассматривая музейные экспонаты, и сдать при выходе из музея. Организаторы экспозиции проверят ответы и через несколько часов повесят на видном месте поздравления самым внимательным посетителям музея, вручат им памятные подарки.
Викторины, конкурсы – отличное завершение и для групповой экскурсии. Призы для победителей, как и входные билеты, будут долго еще напоминать ребятам о ярком событии их школьной жизни.

Прощание

Закрытие музея может стать не менее ярким событием, чем открытие. С приходом администрации школы, отчетом дирекции музея, с обменом впечатлениями, комплиментами. С награждением организаторов такого замечательного дела и всех тех, кто предоставил музею экспонаты. И конечно же, с торжественной раздачей экспонатов их владельцам в целости и сохранности. Все. Музей закрыт. Ребята получили ценный опыт общения с материальными памятниками, с людьми. Узнали что-то новое о мире, о себе. Место для создания нового музея свободно.

Если вы решили попробовать, то...

…при сборе экспонатов лучше соблюдать правила музейной культуры. Например, регистрировать экспонаты в специальной книге, присваивать им инвентарные номера (важно придумать, чем и где писать этот номер, чтобы не испортить внешний вид вещей). Тем, кто сдал экспонаты, выдается письменное свидетельство о том, что дорогой их сердцу предмет принят в музей и ответственность за его хранение несет конкретный ученик (хранитель данного раздела).
…следует учесть, что проблема хранения на самом деле довольно сложна. Потери, порча вещей порождают недоверие к организаторам, к самой идее. И в следующий раз люди не захотят поделиться своими семейными реликвиями. При этом найти в школе место достаточно надежное, чтобы три-четыре коробки с вещами и книга учета могли там поместиться, – нелегкая задача для хранителей. Нужно договориться со взрослыми, разобраться с ключами… Детей в этом вопросе необходимо подстраховать.
…смиритесь с тем, что есть в семьях памятные вещи, расстаться с которыми и доверить их школьникам, пусть даже на короткое время, родители не в состоянии. Здесь вам поможет «выставка раритетов», которая длится час, два часа – столько, сколько может присутствовать на ней обладатель ценного экземпляра. О таком событии народ оповещается специальными рекламными листовками. По школьному радио можно делать объявления: «Через десять минут у вас появится редкая возможность увидеть…», «Только сегодня и только сейчас в нашем музее…».
…выберите удачное время для открытия музея. Лучше всего – в первой половине дня, если хочется превратить это в событие для всей школы. К примеру, первые экскурсанты придут в музей на большой перемене. Кто-то на последнем уроке, по согласованию с предметниками (у малышей занятия кончаются раньше, у старшеклас­сников позже – естественным образом выстраивается график посещений). Экскурсоводов придется отпросить хотя бы с части уроков. Но если они серьезно готовились к своим выступлениям, их образование не пострадает от этих пропусков.
…чтобы не было суеты, помогите директору музея заранее составить расписание работы. Можно обойти всех заинтересованных граждан (руководителей классов, студий и кружков) лично, можно повесить пустые графики на видном месте, чтобы желающие записывались на удобное время, а потом свести все данные в единый список. Важно, зная, сколько длится экскурсия, рассчитать на одну группу время с запасом в 15–20 минут: вдруг возникнут вопросы, дискуссии, кто-то опоздает. Еще одна страховка: две экскурсии подряд ведут разные люди. Тогда, если первая группа задержалась на выходе, вторая потихонечку начинает работать в другом углу класса с другим экскурсоводом. И никаких очередей.
…воспользуйтесь случаем, уговорите ребят сходить на интересные выставки, проходящие в городе, и подсмотреть там какие-то идеи оформления экспозиции и представления экспонатов – учиться у профессионалов не зазорно. Может быть, кто-то из музейных работников согласится проконсультировать юных дизайнеров и экскурсоводов по возникшим у них вопросам, придет на открытие, расскажет о своих впечатлениях, сделает существенные замечания. Деловое сотрудничество способно перерасти в долгую дружбу.

 

Рейтинг@Mail.ru