Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Хорошова Вета

Наряд для новогодней елки

Сколько светлых моментов возникнет в душе ребенка, если рядом есть взрослые, знающие цену «мелочам», деталям праздника

Проводя недавно в детском центре праздник, я вдруг неожиданно для себя столкнулась с тем, что семилетние дети из престижного лицея считают себя взрослыми: им неловко играть! Но программа была интересная, и вскоре они забыли про свой «степенный возраст», а в конце не хотели расходиться.
Это не «дети теперь такие, прагматичные», это взрослые все более и более сужают территорию детства. Если внимательно приглядеться к современным елочным игрушкам, к тому, как сегодня принято наряжать елку, то вы заметите: очень много блеска, яркости, а теплоты мало. Появились елочные дизайнеры, но ощущение от елки, украшенной игрушками в модном стиле, какое-то казенное.
Готовя детский праздник, я всегда опираюсь на свои новогодние воспоминания. До сих пор не знаю, каким образом меня удавалось обхитрить, но елка в доме всегда появлялась совершенно неожиданным образом. Запомнилось, что однажды она была подвешена за окном и мы с трудом затащили ее в комнату. Просто Дед Мороз пролетал мимо нашего пятого этажа и привязал елочку. И я помню это ощущение чуда и волшебства, незыблемую веру в Деда Мороза, который знает обо мне.
Не так уж много надо приложить усилий, чтобы по-домашнему интересно нарядить елочку. Пусть на ней будут и самодельные игрушки из папье-маше или из перегоревших лампочек, разукрашенных витражными красками. Пусть будет много необычных кукол, сказочных персонажей. У них начнут складываться «отношения». Солдатик, может быть, влюблен в куклу, вон как он любуется ею. Снеговик, наверное, очень застенчивый, прячется за веточку. А тут-то, смотри, поселилась целая семья гномов! Наряжая и рассматривая елку, можно играть, представлять, фантазировать.
Сколько же светлых моментов возникнет в душе ребенка, если рядом есть взрослые, знающие цену «мелочам», деталям праздника. И если они рассказывают о своих детских елках и новогодних подарках других времен.
Когда-то, украшая со мной елку, бабушка рассказала о том, как после войны в ссыльных бараках Казахстана нашлась-таки женщина, которая собрала их, детей, и сделала с ними маленькие игрушки из ваты, цветных тряпочек и газет. Они украсили елку. Потом водили хороводы, а в конце каждый ребенок получил леденец на палочке. Где уж эта уникальная соседка достала сахар, чтобы сотворить леденцы, неизвестно, но бабушка говорит, что вкуснее того леденца ничего в своей жизни не ела.
Возможно, сегодня не принято рассказывать детям о трудных временах и неприхотливых радостях бедной жизни. Мол, зачем смущать детское сердце? Но так ли здорова та щедрость, с которой ребенка заваливают игрушками, сладостями и покупными развлечениями?
Не будем забывать: «Какое-нибудь этакое прекрасное святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть». Это Достоевский написал.

Рейтинг@Mail.ru