Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Прихоти, капризы, манипуляции

Образ ребенка, созданный в семье, часто мешает ему учиться

Некоторые проблемы школьной не­успешности детей спровоцированы родительскими «оградительными» установками, в которых только на первый взгляд «нет ничего плохого». Иначе откуда бы взяться этим детским недоумениям:

«Я знаю, что я лучшая, а девочки такие плохие, не слушаются… Все я делаю правильно, а учительница зачем-то мне ошибки подчеркивает, она меня не любит… Сказали сдать альбомы, а я не сдал, ко мне же никто не обращался, зачем-то двойку поставили… Терпеть не могу, когда задают что-то искать в энциклопедии, там столько всего, а что выписывать – непонятно… Нам с мамой школа совсем не по вкусу».

Многие дети испытывают неудовлетворенность всякий раз, когда от них требуется элементарное социальное участие: подружиться, подчиниться общим правилам, активно проявить себя в работе. Они не могут превзойти тот «образ себя», который вынесли из семьи.
«Свет в окошке»: ты лучший, главный. Все другие ниже. Мы все живем только ради тебя… Поговоришь с такими родителями – услышишь: пусть у ребенка лучше будет завышенная самооценка, чем заниженная. Так-то оно так, но всему есть мера. И если ребенок, не встречая обожания окружающих, начинает провоцировать внимание к себе любой ценой, – трудно не только с ним, но и ему.
«Мал еще»: разве ты сможешь, дай-ка я помогу. Ты людей не знаешь, никому верить нельзя. Ой, это трудно решить, они там что, с ума посходили… Так формируют изоляционизм другого рода: окружающие не просто хуже, они враждебны и опасны. Ребенок нерешительный, безынициативный.
Есть разные причины, по которым современные родители закрывают мир для ребенка, а ребенка – для мира. В первую очередь, конечно, – навязываемый обществу страх: преступность, эпидемии и прочее. Хочется оградить детей – на всякий случай от всего. Дать им ощущение безопасности – пусть ценой непроживания ими необходимого жизненного опыта.
И получаем: вместо социальных проб  – вседозволенность и прихоти. Вместо навыков ориентировки в мире людей и отношений – капризы и манипуляции.
Учить их крайне сложно. Как на уроке дать поддержку каждому ребенку, требующему постоянного внимания к своей персоне? А не дать – еще хуже. Главное, нечуткий к другим ребенок и своих учебных потребностей не осознает. Ему очень трудно выйти из обыденности и включиться в работу, найти собственный интерес в общем деле. А вот настоять на своем, заставить других «прыгать» вокруг себя – это пожалуйста. Согласитесь, не та мотивация, которая помогает ребенку учиться.
Но так и складывается, если взрослые не доверяют детям смотреть на жизнь своими глазами, строить с миром свои отношения. Наконец, создавать собственный адекватный «образ себя».

Рейтинг@Mail.ru