Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

«Мастерство учителя в том, чтобы ребенок не испугался сложностей поиска»

Самые интересные из работ, присланных на интернет-конферецию «Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через исследовательскую деятельность» – http://it-n.ru/, посвящены совместным учительско-ученическим исследованиям. Это и понятно: учитель чувствует себя комфортно, когда ощущает свою нужность ученикам, а значит, стремится к развитию. А ученики в свою очередь удовлетворены образованием, если нашли в учителе опору для собственного роста, увидели в нем человека содержательного, заинтересованного. Об этом – фрагменты докладов с виртуальной конференции.

Елена ФРОЛОВА, город Энгельс, Саратовская область:
«Выпускаем с младшеклассниками собственный словарь с иллюстрациями»

Человеком, который зажег во мне как в учителе интерес к теме, была Зоя Сергеевна Патралова, преподаватель Саратовского педагогического института, автор «Краткого этимолого-орфографического словаря» для студентов и преподавателей высших учебных заведений. Почему не создать такой словарь для младших школьников?
Заручившись поддержкой научного руководителя, я сумела заинтересовать своих учеников и, конечно же, их родителей. Ведь цель работы над словарем – помочь детям осваивать правописание словарных слов и формировать грамотное письмо.
Мы распределили исследуемые слова по группам (3–4 человека в группе), договорились о плане действий. Сначала – сбор всевозможной информации о словах, потом ее предъявление и обсуждение. На этом этапе учитель полностью координировал деятельность: консультировал, информировал, направлял. Потом – выбор материала, который войдет в словарь, в том числе иллюстративного. Учитель становился участником коллективной оценочной деятельности. Дети спрашивали, выражали свою точку зрения, учились договариваться, оценивать свою работу и работу одноклассников, делать конструктивные замечания – все это в условиях «разговора по делу» им давалось легко.
Когда мы полностью договорились о том, что необходимо поместить в словарь, то отправили материалы на рецензию в педагогический институт, на кафедру русского языка и литературы. Потом изучали замечания. А дальше – компьютерная верстка, макетирование, оформление – издание собственного «Этимолого-орфо­графического словаря с иллюстрациями». Там все, как в настоящем словаре: аннотация, введение, лексикографические источники, условные сокращения. Страница словаря включает в себя иллюстрацию, само слово, в котором стоит ударение, выделена орфограмма, окончание в Р. п., указан род. Затем толкование (1–2 лексических значения), этимология, сжатая, доступная для данного возраста. А вывод по словарной статье начинается со слов «Орфограмма проверяется…». Наконец, есть и алфавитный указатель.
Но это еще не все. Когда словарь оказался в руках участников проекта, работа продолжилась. Мы придумали дидактические игры с нашим словарем, например игру «ЭОСС» (Этимолого-орфографическая служба спасения). Эта табличка появляется на уроке, если написание слова можно объяснить только с помощью этимологии.
С вновь поступившими в мой класс детьми мы обязательно возьмемся за исследование…

Елена АФАНАСЬЕВА, поселок Кулунда, Алтайский край:
«И тогда исследовательская деятельность становится условием профессионального роста педагога»

Работаю в небольшой сельской школе Алтайского края. Наше ОУ насчитывает около 400 учащихся и является самым лучшим в районе. Я как учитель-историк в течение четырех последних лет работаю с детьми в рамках краевой научно-практической конференции «Будущее Алтая». Ребята работали со статистической информацией, разбирая причины подростковой преступности в районе; анализировали сложные национальные процессы, занимались проблемой роста неофашистских организаций в стране. Каждая тема вынашивается по 2–3 года. Работу предваряют обычные рефераты (доклад – реферат – исследовательская работа), затем и экзаменационные работы (защита экзаменационной работы – научно-исследовательская работа). Все это в системе.
Например, в 7 классе мы с учащимися изучали тему «Политика Екатерины II». Ученица, работая над докладом о личности императрицы, вызвалась написать реферат и защитить его на исторической неделе в школе. Работая с источниками, она вышла на мемуары современников, и психологический портрет героини потряс ее настолько, что она воскликнула: «Где же современные Екатерины?» Проблема, которую девочка взялась исследовать, – «Почему население в своих избирательных предпочтениях традиционно отдает голос мужчинам?»
Выстроили поуровневую статистику: женщины у власти (в сфере политики, управления, экономики, социальной сфере, духовной) – в районе, в крае, в стране. Процент на местах оказался выше, чем на краевом и районном уровнях. В каких сферах? Каков средний возраст женщин у власти? Провели социологический опрос, ключевым был вопрос: «Президентом стала женщина, что бы это значило для страны?» Чем больше мы находили (добывали) информации, тем больше возникало вопросов-проблем, которые побуждали к дальнейшему поиску. Создавалось ощущение, что мы разматываем клубок, стараясь не повредить нить. Было очень интересно и учителю, и ученику.
Стало понятно: работая совместно, учитель развивается как предметник, а ученик нарабатывает навыки исследовательской культуры. Интерес побуждает ученика заняться исследованием, а мастерство учителя в том, чтобы ребенок не испугался теории и сложностей поиска, не потерял интереса и шел дальше в постижении нового. И учитель с ним в постоянном диалоге: он вдохновляет, организует, где-то направляет. Такой учитель интересен не только своим детям, но и самому себе.

Елена ЦЕЛИКОВСКАЯ, город Шелехов, Иркутская область:
«Поиск не останавливается никогда»

Все начинается с выбора темы. Процесс поиска новой темы не останавливается никогда. И в течение учебного года, и летними днями, в отпуске, на моем рабочем столе лежит папка «Творчество нового учебного года», в ней накапливается материал по нескольким исследовательским проектам. Я не боюсь ставить перед ребятами очень сложные задачи и помогаю находить пути, которые делают каждую задачу выполнимой. К тому же родители исследователей – самые первые помощники.
Выполнение исследования – кропотливый процесс. Обращаемся во все доступные для нас библиотеки, ищем литературу через библиотечные каталоги и фонды в первую очередь, а потом уже с помощью интернета, все это надо проработать, обдумать на предмет соответствия выдвинутой гипотезе. Каждый шаг фиксируем с помощью цифрового фотоаппарата. Эта фотолетопись потом станет емким приложением к работе…
На вопрос, зачем нужна исследовательская работа, отвечаю так: никакие материальные и моральные поощрения не заменят настоящего восторга, получаемого от общения с удивительными людьми, с которыми сводит нас судьба и в процессе исследований, и на конкурсах. Например, в недавней поездке в Москву на V Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся, посвященный 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева, мы с ребятами побывали в гостях у внучки знаменитого геолога, писателя, академика Владимира Афанасьевича Обручева – Натальи Владимировны. Встреча и личная беседа с нею дали идею для проведения нового исследования по изучению деятельности Обручева в Восточной Сибири.

Рейтинг@Mail.ru