Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

У школы появился навигатор. Спутниковый

Космические информационные технологии повышают наглядность обучения и мотивацию к получению новых знаний

На днях в калужском лицее № 36 в рамках традиционных чтений памяти К.Э.Циолковского состоялся семинар-совещание, посвященный внедрению современных информационных космических технологий в образовательную деятельность.
Реализация этого проекта началась 16 октября 2008 г. под эгидой Рособразования в рамках Федеральной целевой программы развития образования. В настоящее время в этой работе принимают участие около 100 школ Москвы, Рязанской и Калужской областей.

 

На родине Циолковского к технологиям, связанным с космосом, особое отношение. В области действует целевая программа по использованию результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в социально-экономической сфере. В школах в рамках регионального компонента изучается предмет «Астрономия и космонавтика». Однако космические технологии можно применять и в изучении информатики, математики, физики, географии. Возраст учащихся – от начальной школы до старших классов.
Стандартный комплект оборудования – спутниковая антенна, приемник для получения снимков Земли в режиме реального времени, компьютерная программа для обработки этих изображений; спутниковый навигатор ГЛОНАСС и солнечная батарея для преобразования энергии. Этот программно-методический комплекс включен в Перечень оборудования для учреждений, реализующих программы общего образования.
«Приобретая один из элементов комплекта – например, спутниковую антенну, остальное оборудование школы получают бесплатно», – пояснила Татьяна Ахлебенина, проректор по научно-методической работе Калужского областного института повышения квалификации работников образования, руководитель проекта в этом регионе.
На уроках физики с помощью нового оборудования можно изучать магнитное поле Земли, электромагнитные излучения, радиоволны, равномерное движение по окружности, принципы радиосвязи и телевидения. На уроках географии – географические координаты, береговые линии (определение по космическому снимку заливов, проливов, островов), реки и озера, облака, туманы, другие природные явления. Есть даже возможность делать краткосрочные прогнозы погоды.
По общему мнению педагогов, новые технологии повышают наглядность обучения и мотивацию к получению новых знаний, развивают творческие способности ребят. При этом космические технологии позволяют не только глубже и нагляднее изучить отдельные предметы – они дают широкие возможности для проведения интегрированных занятий. Как рассказала нам учитель физики и астрономии школы № 2 имени академика А.И.Берга г. Жукова Калужской области Светлана Скороходова, преподаватели разных предметов объединяются для проведения комбинированных уроков с использованием новых технологий: например, урок в 6 классе на тему «Антарктида» был организован общими усилиями учителей физики, биологии, географии, английского языка, истории.
В Кировском лицее г. Кирова Калужской области космические технологии используются и во внеклассной деятельности. С помощью навигатора ГЛОНАСС школьники, которые занимаются поисковой деятельностью, определили координаты памятников и захоронений солдат на территории Калужской области, проложили маршруты к этим местам, составили карту. В настоящее время они завершают работу над путеводителем по своему родному городу с указанием его достопримечательностей.
Потенциал космических технологий педагоги намерены использовать в дальнейшем в научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо учебного и воспитательного эффекта новые технологии призваны сыграть важную роль в проф­ориентации учащихся.
По словам депутата Госдумы Вячеслава Дубровина, на железнодорожном транспорте установлено 35 тыс. спутниковых устройств, которые обеспечивают контроль за движением и безопасностью поездов, поэтому, по его словам, нужны специалисты, способные работать с такой техникой. «Сегодня экономика испытывает дефицит таких кадров, а выбор профессии начинается со школы», – считает В.Дубровин.
По словам зампреда Комитета Госдумы по образованию Гаджимета Сафаралиева, у этого проекта – большие перспективы. В настоящее время ведутся переговоры депутатов с Рособразованием о включении в проект новых школ, а также колледжей и вузов из разных федеральных округов.
«Мы планируем создать единую сеть для обмена информацией между разными образовательными учреждениями России, а впоследствии – и за рубежом. Космические технологии должны стать неотъемлемой частью непрерывного образования»,  – подчеркнул депутат.

Рейтинг@Mail.ru