Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

МЕСТО В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ


Куценко Елена

Наставники, кураторы, помощники

В каждой хорошей школе – свой опыт профессиональной адаптации

Работа с молодыми специалистами, к счастью, не зарегламентирована до такой степени, как остальные области школьной жизни, и администрация может выстраивать этот процесс в соответствии с укладом и традициями своего учебного заведения.

Дело не в названии

Иногда в школе используют методы, номинально существующие уже много лет. Например, наставничество.

В Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Удомля Тверской области учатся дети с особыми потребностями, и учителя выстраивают работу с каждым строго индивидуально. Педагогические стереотипы здесь категорически не приемлемы.

А вот работу с молодыми педагогами называют здесь без затей – наставничеством. Администрация, познакомившись с новым коллегой, подбирает ему партнера из числа старожилов. А работа складывается из взаимного посещения уроков, их обсуждения, вопросов-ответов. Внешне все как тридцать или даже пятьдесят лет назад. Разница в том, на что направлено это сотрудничество. Опытный коллега помогает молодому учителю настроиться на особенности и потребности ребенка. И конечно, почувствовать общую направленность и уклад школы. Вместо скучных методических объединений, по словам директора центра Елены Митякиной, педагоги организовали творческие группы, объединяющие представителей гуманитарных, точных и естественных наук. Наставник обычно помогает подопечному освоиться в такой группе, понять проблематику и особенности взаимодействия с другими членами группы, найти свое место в общей деятельности. И молодежь довольно быстро адаптируется.

По мнению директора, они более мобильны, быстрее адаптируются, уверенно владеют ИКТ. И тут уж они берутся помочь пожилым коллегам. Поэтому противостояния между молодыми и опытными учителями в коллективе практически не бывает.

Как облегчить жизнь новичку

Очень похоже рассказывает о предотвращении конфликтов между поколениями директор школы № 9 г. Новомосковска Тульской области Елена Кулагина: «Главное – создавать комфортные условия и для тех и для других, не противопоставлять новичков и тех, кто проработал в школе много лет». Каждому вновь пришедшему выпускнику вуза готовы помочь целых два куратора – представитель администрации и кто-то из учителей. Коллега обычно поддерживает молодого педагога в области учебного предмета, а заместитель директора обсуждает с ним дидактические тонкости: как построить урок, чтобы он прошел динамично; распределить время занятия; предусмотреть возможные риски.

Энергичным и инициативным педагогам не приходится ждать продвижения по карьерной лестнице десятилетиями: средний возраст заместителей директора чуть больше тридцати лет. Возможно, поэтому в школе принято учитывать проблемы и потребности молодых учителей: жизнь только начинается, интересов и потребностей много, семейные отношения и маленькие дети требуют повышенного внимания. Поэтому «новобранцев» не вынуждают отсиживать положенные часы во время каникул, а дают возможность взять на это время творческий отпуск.

И еще одну важную деталь отметила директор: к молодому специалисту не ходят на уроки с проверками в течение всей первой четверти. Сам учитель, если чувствует потребность, может обратиться в любое время к своим кураторам с вопросами. А вот они не могут донимать его советами и придирками, пока молодой учитель не освоится и не почувствует уверенность в своих силах.

Эмоциональная поддержка

В московской школе № 529 тоже не принято нервировать новичков посещением уроков на первых порах. Директор школы Оксана Климова считает гораздо более важным оказать молодому коллеге эмоциональную поддержку. Она обязательно поздравляет нового учителя с первым проведенным самостоятельно уроком и первым в жизни рабочим днем.

А еще директор заранее подбирает опытного учителя, который будет опекать новичка, введет его в школьное сообщество.

Беседуя с будущим куратором, директор всячески подчеркивает, что это большая удача: в школу пришел новый человек. И настраивает опытного коллегу на то, чтобы он сам как можно больше рассказывал и показывал новичку. «Тот ведь и не спросит даже о том, о чем надо бы спросить. Кто-то из-за смущения, робости. Иные даже не знают, кого и, самое главное, о чем спросить», – говорит директор.

И такое взаимодействие должно начинаться еще в августе. Опытный предметник составляет план в присутствии и «при участии» только что пришедшего вчерашнего студента. «Как вы думаете, будем мы включать в план это мероприятие?» – доброжелательно спрашивает старший. «Думаю, да», – приосанившись, отвечает молодой специалист и заодно узнает, что такое мероприятие вообще существует, что его нужно включать в план, что его мнением интересуются.

Конечно, идеальным вариантом было бы знакомство с новым коллегой не накануне начала учебного года, а, например, за год до окончания вуза. Так поступают в ижевской гимназии № 56, которая приглашает будущих учителей на педагогическую практику. А студенты последнего курса могут поработать руководителем кружка или помощником классного руководителя.

Рейтинг@Mail.ru