Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА


Травина Лариса

Учебный предмет или предмет престижа?

Когда профилизация мешает раскрытию склонностей и интересов ученика. И когда – способствует

Разработчики концепции профилизации исходили из того, что профильное обучение поможет ребенку развить природные наклонности и способности. Но на деле введение профилей нередко дает прямо противоположный эффект. Происходит это в тех случаях, когда главным основанием набора в профильный класс становится представление педагогов о социальном престиже. Для ребенка это чревато потерей контакта со своим внутренним миром, потерей себя.

«Крутой» профиль

В школах мне не раз приходилось слушать откровения учителей: «В этом классе подобрались очень хорошие дети из хороших семей, мы специально старались. Он у нас юридический (или математический, или гуманитарный, или экономический)». Моя старшая дочь, выросшая на университетской биостанции, объясняла мне свой выбор специализации в школе так: «Я пойду в математический класс, потому что это круто, туда все крутые идут. Те, кто не попал в математический, но тоже не последние ученики – те идут в гуманитарный. А уж те, кого никуда больше не взяли, – идут в естественно-научный. Ну они уж совсем изгои. И никакая биология тут, мама, ни при чем».

Такой расклад – это грандиозная педагогическая ошибка и испытание социальной несправедливостью. Наличие изгоев в группе – показатель незрелости коллектива. Наличие класса-изгоя – косвенный показатель незрелого руководства школьной администрации. Он указывает на неоднородность педагогического сообщества, на то, что внутри самого педагогического коллектива есть учителя-любимчики и изгои.

Корни такого явления надо искать в неуверенности в себе. Личностно-незрелый человек часто для ощущения себя в порядке чувствует потребность в доминировании над кем-то, искусственно упрощая ситуацию. А по-простому все делится на лучше – хуже, свой – чужой, единственно правильный – ошибочный. И чтобы не быть «затоптанным», подгоняемый инстинктом выживания, испуганный человек хочет изо всех сил быть своим, правильным, лишь бы не изгоем.

Содержательная сторона интересов подчиняется социальной. И все тогда хотят стать математиками и не хотят биологами. В результате ребенок перестает прислушиваться к себе, к своим интересам и желаниям, теряя контакт с собой. Таким образом, человек начинает путать профессиональную ориентацию и социальный рейтинг. А если в биологи попал тот, кто хотел стать биологом, – счастья ему не видать, потому что низкий социальный рейтинг отравляет жизнь.

Множество пьедесталов

Известный голландский ученый Геерт Хофстеде создал теорию пятифакторного измерения межкультурных различий (одна из популярнейших теорий в современном бизнес-обучении и управлении культурой организации), где относительно недавно была введена новая шкала: многополярность – однополярность. Наши дети будут жить в многополярном мире. А важный навык оценивания кого-то или чего-то по множеству факторов вполне возможно получить в школе. Для этого надо создать такую систему ценностей, где главным для ребят было бы не только физическое развитие или умение решать сложные задачи, а и то, и другое, и третье… Позиционирование в старших классах, грамотное социальное проектирование учебных групп  – вот подходящее для этой цели учебное пространство. Ребят можно делить не на математиков и прочих неграмотных гуманитариев и натуралистов, а на естественников, техников, лингвистов, историков, химиков, художников, генераторов идей... В рамках естественно-научного класса можно быть изобретательным экспериментатором, а можно – скрупулезным аналитиком. В пространстве гуманитарного профиля один ребенок может прослыть замечательным критиком, другой – художником, а третий - чтецом. Любые конкурсы или состязания тем лучше, чем больше в них номинаций и наград.

Причем для первенства каждый может выбрать или заявить любую номинацию.

Нет такого предмета – социальная компетентность, а навык и опыт такой в школе получают все. Расширение перечня критериев для оценок людей, событий, явлений – это драгоценность, которую можно получить в школьном коллективе. В этом контексте главная задача контроля знаний – найти как можно больше оснований, не противоречащих личным ценностям, за которые можно похвалить или наградить каждого: ученика, одноклассника, учителя, себя самого.

Рейтинг@Mail.ru