Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Учителей аттестуют, как школьников...

Пользы это не приносит ни тем, ни другим

Ш кольный календарь неумолим. В некоторых регионах уже начались семинары «Аттестация педагогических работников как средство совершенствования профессиональной компетентности», на которых идут разговоры в том числе и о возвращении единых по стране требований к аттестации учителей.

Между тем подавать заявление на категорию надо уже сейчас, в сентябре. И поскольку в народе ходят слухи, что федеральное министерство предложит «чувашский вариант», многие предпочитают аттестоваться досрочно, по уже понятным схемам своего региона:

«И так-то требуют не пойми что, а дальше, наверное, еще хуже будет»… Актуальный вопрос: что требуют и почему именно это?

Готов ли учитель к поступлению в университет?

В Чувашской Республике трехэтапная процедура аттестации: на первом – проверка предметной компетентности учителя в форме ЕГЭ – по всем 20 предметам, по тем же тестам, которые сдают ученики; на втором этапе у учителей проверяют знания компьютерных технологий; на заключительной стадии оценивается результативность работы педагогического работника (портфолио).

Мы разговариваем со специалистом из региона: «ЕГЭ для оценки знаний учителя по предмету – это ведь и унизительно, и некорректно». – «А почему нет? Во-первых, это уже готовая объективная система проверки, во-вторых, мы обнаружили корреляцию: если учитель хорошо сдает ЕГЭ, у его учеников тоже высокие результаты. Если учитель боится тестироваться по ЕГЭ, то он признается в своем несоответствии должности!»

Лихо. А как на практике? Мы разговариваем с учителями из региона: «С одной стороны, сдать ЕГЭ гораздо проще, чем отвечать на вопросы по педагогике и психологии, которые нам давали в предыдущие годы. Но с другой – разбалловка произвольная, никогда не знаешь, сколько баллов надо набрать на заявляемую категорию. И поскольку от категории зависит оплата, а денег в регионе негусто, нас начинают «срезать». Например, за одну ошибку в части А могут снять 8 баллов, хотя это может быть простая оплошность. А дальше, если желаемых баллов не набрал, все твои достижения аннулируются».

Почему это передовой опыт? Ведь технология-то не новая: взять любую здравую идею и превратить ее в палочку-управлялочку, выхолостив содержание.

Готов ли учитель петь, рисовать и под дудку плясать?

Взгляд региональных руководителей образования на проблему повышения квалификации педагогов отражен в их августовских докладах. Стоит полистать интернет, чтобы убедиться в его типичности: «Развитие учительского потенциала – это внедрение системы моральных и материальных стимулов, это проведение мероприятий по поддержке и развитию потенциала учителей, как то: конкурс «Учитель года», областные конкурсы авторских инновационных программ и проектов учителей, конкурсы учителей-предметников и другие. Они стимулируют учителей на качественные изменения в системе образования».

На это выделяются немалые средства из бюджетов регионов. А экипировку и сопровождение претендента на победу осуществляют всем миром – и школа, и район задействуют лучшие силы. При том что результативность «выхлопа» (польза делу) практически нулевая.

Однако никакой другой концепции развития педагогического мастерства у нас нет, поскольку у чиновников первая ассоциация на слово «учитель» – «стимулировать». Нелишне напомнить, что «стимул – короткая острая палочка, которой погонщик волов тычет животных в мягкое место».

Готов ли учитель слушаться старших?

Разговоры про независимую экспертизу не ирония ли? Тенденция-то прямо противоположная: к зависимости, прямо-таки к крепостной зависимости. Учитель рассказывает: «Горметодкабинет целиком перетянул на себя аттестацию учителей, даже на высшую категорию. Если раньше творческих педагогов поддерживал областной ИПКРО (лекции, публикации в сборниках, участие в экспертизе материалов, «круглые столы»), то сейчас достижения на областном (да и на всероссийском) уровне не приветствуются, даже мешают. Городские методисты предъявляют свои требования и к урокам, и к мероприятиям, и эти требования на уровне «не высовывайся». Требования к портфолио просто абсурдные: подтверждать документально нужно буквально каждый шаг, вплоть до сканирования страниц журналов и выведения на бумагу переписки на образовательных форумах. Но выбора – заводить или не заводить досье на себя хорошего, в такой форме или в другой – у нас нет».

В одних регионах педагоги переживают, потому что они это портфолио делали-делали, ночами не спали, а на аттестации его даже листать не стали: «Мы и так все про вас знаем». А в других – потому что заставляют предоставлять портфолио на проверку каждый месяц – и собеседуют, собеседуют. Результат одинаков: папки учителей с их собственными достижениями разбухают все больше, а дети на выпуске знают и умеют все меньше.

Готов ли учитель учиться?

Из свежих опросов на сайтах ИПКРО: «В каких областях знаний вы хотели бы повысить свою квалификацию?» Ответы: современные технологии – 28%; экспериментальная и проектная работа – 24%; информационно-коммуникационные технологии – 20%; методическая работа – 15%; воспитательная работа – 10%; содержание преподаваемого предмета – 3%. Последняя цифра особенно впечатляет: раз в масштабе ЕГЭ знаний по предмету всем хватает, зачем узнавать новое, продолжать развитие в своей области знаний?

Между тем в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями первая функция, которая реализуется учителем,  – преподавание. И по опросам родителей самой востребованной задачей школьного образования является качественное усвоение знаний по предметам. Но откуда бы взяться ресурсам для выполнения основных задач, если уровень профессиональной компетенции педагога сводится к знанию ответов на тесты, общекультурный уровень измеряется степенью лояльности, а мировоззрение, личностные качества, стиль преподавания – вообще вне компетенции оценщиков.

В общем, культура оценивания и здравый смысл «где-то там», а люди, принимающие решения по аттестации, всегда тут как тут. И учителям по большому счету не до учебы.

Рейтинг@Mail.ru