Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Болсуновская Надежда

Технологии «непрямого» сопровождения

Интернет-проект, позволяющий развивать родительскую компетентность

Ни для кого не секрет, что успешность ребенка во многом определяется тем, насколько грамотно родители подходят к его воспитанию, развитию и обучению. Поэтому, хотим мы этого или не хотим, работа с родителями сегодня занимает едва ли не ведущее место в деятельности каждого специалиста.

Обычное, новое, новейшее

Проведение родительских собраний, оформление стендов с памятками для родителей в школе, индивидуальное консультирование, проведение тренингов для родителей – эти и другие техники есть в арсенале каждого. Педагогика и психология накопили немало примеров непрямого сопровождения: конкурсы для родителей, родительские флэшмобы, участие в создании социальной рекламы и так далее. Вместе с тем растет потребность в создании таких совместных с родителями проектов, которые доставляли бы сторонам большее удовольствие и приносили более очевидные результаты. Речь идет об организации среды, в которой родители могли бы осваивать нужные навыки, даже и не подозревая того, что их чему-то учат, хотят научить.

Этим летом был разработан и осуществлен проект «Интернет-азбука для родителей» (в рамках федерального проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет», http://wiki.openclass.ru/index.php/). Мы предложили родителям всей страны создать свод заповедей воспитания, а затем провели детское голосование за дюжину самых главных (см. «Алфавит воспитания»: «ПС» № 11, 2009. – Ред.). Проект помог зафиксировать некоторые техники «непрямого» психолого-педагогического сопровождения родителей, которые можно использовать в самых разных интернет-проектах. Это совместное создание среды общения. Ненавязчивое формулирование ориентиров. Организация многократного возвращения участников на страницу проекта. Опора на свойственную большинству родителей особенность (установку) больше доверять примерам и случаям из опыта воспитания, притчам и иносказаниям, чем теоретическим выкладкам и умным цитатам.

Оперативность, регулярность, позитив

Не так важно, какие интернет-сервисы мы используем для организации общения с родителями: сайт школы (если он приспособлен для этого), блог, чат или программу ICQ. Важно, чтобы это было удобно и полезно обеим сторонам. И чтоб было понятно: индивидуальный подход – это ежедневная кропотливая помощь ребенку и его семье в работе над домашним заданием.

Например, для поддержки мамы ребенка с задержкой психического развития, оказавшегося в классе, идущем по программе развивающего обучения (в детском саду проглядели), я выбрала ICQ. Технология простая. Мама «стучалась» в любое время, и когда я была в Сети, мы начинали разговаривать. Обсуждали текущие ситуации учебы девочки, мельчайшие детали. Решали вместе задачки, точнее, обсуждали способы преподнесения условия – с учетом ведущих особенностей восприятия ребенка. И порой мама сама, пока писала вопросы, догадывалась о подходящем способе. А в некоторых случаях ее реакции ставили меня в тупик, и тогда приходилось сосредотачиваться на том, чтобы любой ценой удержать контакт. Общение продолжалось весь год, и это позволило нам решить ряд важных проблем: мама научилась принимать девочку такой, какая она есть, стала помогать ей развиваться в ее собственном русле, и девочка наконец-то поверила в себя. Было здорово, когда она сама вышла в ICQ и занялась написанием и чтением письменных сообщений. А со временем девочка встала вровень с другими учениками в учебе, ярко раскрылась в спорте и в творчестве.

Очевидно: чтобы ребенок стал успешным, следует чаще оказывать эмоциональную поддержку его родителям. Им важно слышать о любых успехах ребенка, пусть и небольших, получать подтверждение тому, что они идут по верному пути, узнавать о наличии схожих проблем у других, учиться замечать и отмечать самые маленькие достижения своих детей.

Но если для родителей неформальная регулярная связь с учителем своего ребенка – безусловное благо, то для педагога процесс сетевого консультирования сложнее обычной встречи-беседы. Требуется умение быстро понять мысли и чувства собеседника, точно сформулировать мысль, правильно задать вопрос. Кроме того, все трактовки должны быть однозначны, конкретны, доступны и безопасны. К тому же желательно не давать готовых решений, а исподволь подводить собеседника к открытию собственного способа действий. Непросто. И все-таки стимул напрягаться есть. Ведь и психолог, и педагог тоже имеют потребность в стабильной обратной связи с семьей: подбираются более точные подходы к ребенку, отслеживается эффективность мероприятий и ведется их оперативная коррекция. Без ICQ и других интернет-сервисов работать с родителями столь подробно и результативно вряд ли возможно.

Рейтинг@Mail.ru