Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ


Лазарев Владимир, Родионов Вадим, Ступницкая Марина, Аштрафзянов Андрей

Переход через школьный «экватор»

Помогаем детям адаптироваться к обучению в пятом классе

Основные проблемы перехода из «началки» в среднюю школу известны: в пятом классе, как правило, снижается успеваемость, многие ученики начинают хуже себя вести, ссориться, интриговать…

В чем причины? Что происходит с ребенком, когда он, к примеру, из отличника буквально на глазах превращается в круглого троечника? К сожалению, внутренние психологические механизмы подобных перемен зачастую остаются скрытыми от учителя. А не зная истоков проблемы, крайне трудно найти адекватный способ ее решения.

Учебные цели меняются

Пятый класс – особый этап в жизни ребенка, который во многом предопределяет его будущие успехи и проблемы. В психологии и педагогике даже есть такое понятие: «кризис пятого класса». Оно обозначает сложное и многогранное явление, включающее в себя как учебные, так и внеучебные аспекты.

С переходом в пятый класс происходят принципиальные изменения в содержании учебного процесса. То, что было целью учебной деятельности в начальной школе, теперь становится средством. Нужно было писать красиво, а сейчас важно писать быстро и грамотно. Надо было выразительно читать, а сейчас необходимо читать быстро и осмысленно.

Обучение в начальной школе основывается на памяти и воображении. В среднем звене обучение опирается на логику. Ученику надо освоить огромный объем информации, который невозможно запомнить. Чтобы справиться с учебными заданиями основной школы, необходимо освоить логические приемы умственных действий: аналогию, классификацию, сравнение, обобщение, анализ, синтез.

Перейдя в среднее звено, дети, которые привыкли все запоминать, сталкиваются с большими трудностями. Те же, у кого навыки запоминания отработаны хуже, имеют шанс быстрее овладеть новыми умениями.

Почему уходит доверие

В начальной школе все решал учитель – в основном звене ребята должны многое решать сами. Раньше надо было быть послушным и исполнительным, теперь – инициативным и самостоятельным. Вот только инициативность, как, впрочем, и некоторые другие важные для ученика средней школы качества, у пятиклассников находится еще в зачаточном состоянии. Между тем взрослые нередко делают вид, что все эти качества уже должны быть: «Как это так? Почему ты такой «тюха»: не можешь найти свой класс?» Такое обращение ведет к тому, что у детей теряется доверие к взрослым. И в этом тоже одна из причин потери интереса к учебе.

Кризис интересов

В этот период возникает кризис интересов. Увлечения детей младшего школьного возраста часто обусловлены интересами семьи. По мере взросления авторитет взрослых теряет свое значение, и старые интересы перестают быть актуальными. Новые же не могут возникнуть одномоментно. Вспомним типичные жалобы родителей подростков: «Его же ничего не интересует, ему ничего не надо, я не могу его ничем увлечь». Папы и мамы не понимают, что это нормальный, закономерный этап поиска себя, который проходит взрослеющий ребенок. Другое дело, что иногда этот период затягивается.

На место «первых учеников»…

В пятом классе разрушается старая иерархия отношений, и распадаются прежние эмоциональные связи внутри класса. Почему? Во-первых, если в начальной школе классный руководитель, кроме того что вел большую часть учебных предметов, был еще и эмоциональным центром жизни класса, то теперь появилось множество новых учителей, каждый из которых предъявляет свои требования, к которым кто-то из детей приспосабливается легче, а кто-то – с большим трудом. Прежние ученики-лидеры теряют свои позиции, другие обретают статус лучших и успешных. Кроме того, у детей происходят физиологические изменения, причем не одновременно. Ребенок, который в третьем-четвертом классах развивался быстрее сверстников и казался большим и сильным, в пятом классе (на фоне физиологического «рывка» одноклассников) может показаться маленьким и субтильным. Внешние признаки могут оказаться достаточно важными в этом возрасте, и ребенок потеряет лидирующие позиции. А тут еще в классе появляются новички, некоторые из которых сами претендуют на роль лидера.

Все эти перемены и приводят к тому, что старая иерархия разрушается. И перед детьми встает задача выстроить в классе новую иерархию. Как она выстраивается? За счет чего?

Одни из действующих сил – это соперничество, скрытые и явные конфликты. Педагогам следует учитывать также, что в средней школе иерархия, как правило, выстраивается несколько иначе, чем в начальной. Какой мальчик был для детей хорошим в младших классах? Тот, который хорошо учился (поскольку ребята этого возраста во всем ориентируются на позицию родителей и педагогов).

А кто хороший мальчик в подростковом возрасте? Тот, у кого много друзей. Лидером в коллективе подростков часто становится не отличник, а компанейский, веселый парень.

Учителя возмущаются: «Вы не учиться в школу пришли, а общаться!» Так оно и есть. Общение – природная потребность подростков, именно сейчас они должны освоить его законы.

Сколько «мышек» в кабинете информатики?

Что в этой ситуации делать учителям? Прежде всего иметь в виду, что есть вещи, которые надо понимать, принимать и с их учетом выстраивать такие отношения с ребятами, которые позволили бы сократить количество конфликтов и проблем в классе.

Порой учителя раздражаются: «Опять в поход?! Снова с уроков снимаете!» Но приобретение коммуникативных навыков такая же важная задача, как, скажем, изучение математики. Ребенок должен научиться быть ведущим и ведомым, строить и прерывать отношения, преодолевать интриги и завоевывать симпатии. А где, как не в походе или в другой внеурочной деятельности, этому научиться?

В школе «Премьер» для решения этих и других задач адаптационного периода разработана специальная программа по обеспечению преемственности между начальной и основной ступенью школы. Эта программа охватывает все области школьной жизни: учебу, внеурочную деятельность и сферу дополнительного образования. В частности в соответствии с программой некоторые уроки по предмету «Окружающая среда» проводятся в кабинете химии, где работают ребята старшего звена. Таким образом, младшие школьники знакомятся с кабинетной системой, с новым учителем. Кроме того, уже в младших классах ребята занимаются в кружках, которые ведут преподаватели старшей школы.

Мы заранее предупреждаем ребят, что в пятом классе будет трудно. Для чего мы это делаем? Чтобы они знали не только что их ждет, но и, самое главное, понимали, что эти трудности временные и преодолимые.

Существует особый день, когда четвероклассники приезжают в старшую школу (она расположена в отдельном здании) и знакомятся с ней. Знакомство происходит в форме игры. Класс делится на команды, каждая из которых должна пройти определенный маршрут по школе и выполнить игровые задания. Например, узнать, где находится медкабинет, как зовут медицинскую сестру, к кому можно обратиться за помощью в сложной ситуации, подсчитать, сколько «мышек» находится в кабинете информатики, сколько окон в школьной столовой. Выполнять задания можно разными способами: можно найти медсестру и познакомиться с ней, а можно спросить ее имя у первого встречного ученика. В конце игры наступает этап обсуждения и рефлексии. На этой стадии, помимо прочего, мы учим ребят находить оптимальные пути решения проблем.

Отметим также, что младшие ребята участвуют во всех традиционных событиях школьной жизни, среди которых есть и такое: на торжественной линейке пятиклассники перешагивают экватор – черту, символизирующую переход из начальной школы в среднюю. И все присутствующие поздравляют ребят с этим.

Победа класса

Мы стремимся с самого начала вовлечь пятиклассников в общешкольные и общеклассные дела: проектную деятельность, психологические игры, подготовку и проведение праздников… Чаще всего интриги, ссоры и конфликты в детском сообществе происходят тогда, когда у детей нет общих дел или таких дел мало. Учеба – это не совсем та форма деятельности, которая способствует установлению отношений в коллективе.

Одно из самых ярких событий в школьной жизни ребят – туристический слет, который проводится в сентябре. На целый день дети выезжают из школы, чаще всего – в Битцевский парк. Там их ждет насыщенная программа: со специальными заданиями, соревнованиями, театрализованными выступлениями, интеллектуальными играми. Обычно ученики пятого класса играют со сборной командой школы, куда входят дети из 6, 7 и даже 8 класса. Казалось бы, из-за разницы в возрасте и уровне знаний у младших школьников нет шансов на победу в подобных играх. Но на самом деле вероятность их победы очень велика, потому что игра посвящена теме, которую пятиклассники прошли накануне выезда. Например, последний раз это была тема времени: время в разных сферах знания и деятельности человека.

Мы уже давно увидели, что турслет очень способствует сплочению класса.

Чтобы обойти «острые углы»

Программа преемственности обязательно должна включать в себя работу с учителями и родителями. Сотрудники психологической службы проводят для педагогов специальный семинар, где рассказывают о психологических особенностях каждого ребенка, о навыках, которые тот или иной ученик приобрел в начальной школе. Прежде всего это касается тех моментов, которые чреваты осложнениями и проблемами. Какие это ситуации? Например, учитель начинает расспрашивать ребенка, как зовут его папу и маму, где они работают, а потом выясняется, что у мальчика родители только что развелись. Хорошо бы также учителю с самого начала узнать особенности учебной деятельности ребенка, например, на какое время урока приходится пик его работоспособности.

Наш опыт показывает, что присущая некоторым педагогам позиция «дети и так все понимают» – ошибочна. Учитель говорит, к примеру: «Надо отступить немножко справа, чтобы были поля». Но что значит «немножко»? Пятиклассникам это не ясно. Им необходимы четкие и понятные правила, по крайней мере на первых порах.

Чрезвычайно важная задача – передать родителям информацию о том, насколько готов их ребенок к новому этапу школьной жизни. Какие проблемы могут возникнуть у ребенка в пятом классе и каковы реальные источники этих проблем? Родители часто не понимают, что своими действиями затрудняют задачу адаптации к средней школе. Типичный случай: гиперопекающая мама, которая готова чуть ли не пылинки сдувать со своего Павлика, приходит к психологу и жалуется: «Ну почему он такой размазня! У него нет никаких мужских качеств…»

Начальные условия

Конечно, подобная комплексная работа может проводиться только при условии, что в школе создана команда педагогов, нацеленная на единую задачу. А если команды нет? Если все сложности адаптации ложатся на плечи классного руководителя? Тогда эту работу следует начинать с создания команды, поскольку это как раз та ситуация, где «один в поле не воин». И чтобы не заниматься все время только «разгребанием завалов», классному руководителю имеет смысл инициировать создание команды, нацеленной на решение проблем перехода в среднюю школу.

Рейтинг@Mail.ru