Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ДРУЖБЫ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ


Рябова Вероника, Митрофанова Мила, Парфенов Роман, Хавронский Сергей

Встречаем гостей... карнавалом!

О том, как серьезный международный молодежный форум превратился в шумный веселый праздник, хозяевами которого стали ученики разных классов

Лето – время путешествий, время новых знакомств. Прекрасная возможность развить у детей коммуникативные навыки, научить
их находить общий язык с разными людьми, вести себя свободно и раскованно. Встреча гостей из соседнего лагеря или дружественной школы, языковая стажировка – множество ситуаций, позволяющих ребенку приобрести ценный опыт.

Условия задачи

Со дня на день в школу (или в лагерь) приедут ребята и взрослые из разных учебных заведений и даже из разных стран. Их надо встретить, создать такую обстановку, чтобы гости почувствовали себя легко и уютно. При этом хочется помочь детям пообщаться друг с другом, хотя собравшиеся говорят порой на разных языках.
«Ну и что? Ведь каждый из нас умеет улыбаться, понимать взгляды и жесты собеседника, чувствовать чужое настроение!»  – решили организаторы, педагоги, психологи гимназии и ее ученики, собравшись на «мозговой штурм». Ограничение в привычном способе взаимодействия  – вербальном – дает простор творчеству, импровизации. Идеальное пространство для свободного самовыражения – карнавал. Праздник дураков? Но всем известно, что дурак, герой многих сказок, оказывается гораздо удачливее своих умных родственников. Дурак думает иначе, жизнь понимает иначе, чувствует, что важно, а что нет, потому в конце концов находит счастье.
Итак, карнавал как способ повеселиться, пошуметь, поиграть. И в то же время не занудно, не формально поговорить о настоящих ценностях, о том, что делает человека человеком.

Условия успеха

Карнавал – опыт выхода за рамки привычного, нормативного. Ценный опыт для школьника, подчиняющегося с утра до вечера строгим правилам (как одеваться, ходить, говорить…). Конечно, решиться вести себя свободно и раскованно детям страшновато. Взрослым придется продемонстрировать свою готовность принять это свободное поведение.
Карнавал предполагает импровизацию. Наверное, абсолютная спонтанность возможна, если за плечами каждого весельчака – многовековая традиция участия в подобных праздниках. У наших ребят такого опыта нет. Они и хотели бы подурачиться, но боятся, что без четкого плана не сумеют исполнить свою задачу.
Своими опасениями ученики поделились со взрослыми. Все вместе решили, что для свободы нужны точки опоры. Необходимо определить общую структуру праздника, ключевые события, оставив пространство для самовыражения.
Вся ответственность за проведение праздника целиком и полностью ложится на ребят, включая исполнение технических заданий. К примеру, перестановка мебели в зале, работа в кафе. Если эти «непраздничные» обязанности возьмут на себя взрослые (из лучших побуждений, не желая отвлекать детей от «главного»), ребята перестанут чувствовать себя хозяевами в школе (в лагере), тут же превратятся в беспечных и безответственных гостей. А это ощущение «хозяина» ценно для учеников. Кстати, главный показатель заинтересованности детей в происходящем – их готовность брать на себя «черную» работу, настоящую взрослую ответственность.
Распределение обязанностей – тонкая вещь. Важно учесть и личное желание ребенка, и его возможности. Но ведь всякое случается в период подготовки: заболел главный ведущий, увезли родители устроительницу математического конкурса. Неожиданности возможны и на празднике: кто-то растерялся, что-то перепутал. Идеальный вариант – взаимозаменяемость, когда каждый человек, имея представление о процессе в целом, способен сыграть любую роль. Для этого организуются предварительные тренинги. Игры на импровизацию и раскрепощение, репетиции, когда ребята изображают гостей, друг друга. После нескольких занятий им будет легче представить себе будущее событие, личные обязанности и общие трудности. Такие тренинги помогут детям в критические моменты действовать более эффективно.

Дудки, свистелки, потешки

Начать хохотать ни с того ни с сего  – невозможно. Веселье должно нарастать постепенно. К примеру, вот подъехали гости – их встречает «потешный» оркестр из дудок, свистелок – любых подручных инструментов. Затем «швейцары» вручают пришедшим смешное карнавальное удостоверение, ставят на ладони веселые печати. Регулировщики в клоунских париках и со связками шаров в руках помогают гостям сориентироваться в незнакомом пространстве, не разбрестись, не потеряться. Скоморохи во время неизбежной процедуры регистрации прикрепляют на спины рукодельных рыбок – символ шутки и обмана. На входе в зал суровые секьюрити обыскивают ребят надувными игрушками и требуют предъявить улыбку вместо пропуска, награждая каждого специальным ожерельем из ниточек.
Превратить серьезное задание в клоунское представление помогает умело подобранный грим (за ним можно спрятать природную застенчивость), инвентарь. Он на время отвлекает гостя от актера, и тот успевает справиться со смущением. Мыльные пузыри, большие надувные шары, игрушки, рыбки. Всем этим надо запастись с избытком. Инвентарь важен и гостю. Одна печать, вторая, удостоверение, рыбка, ожерелье  – это этапы вхождения в игру, освобождения от маски «серьезного человека».
Ожерелье, помимо прочего, позволяет распределить ребят по игровым командам (по цветам), а в конце – выразить идею единства. Достаточно выдернуть ниточку из своего украшения, привязать ее к бусам симпатичного соседа, получить его ниточку взамен, при этом улыбаться друг другу, пожимать руки, обниматься, говорить комплименты. В итоге соберется полный зал ребят в разноцветных бусах  – полный зал друзей.
Но до торжественного финала еще далеко. Ребята собираются постепенно, и «ранние пташки» не должны маяться в тоскливом ожидании опоздавших. Можно устроить веселые соревнования в разных концах коридора (поляны), чтобы поддержать настрой и познакомить ребят, приехавших из разных школ, городов. Кидание бумажных салфеток на дальность или на меткость (в шапку), прыжки через скакалку, сплетенную из гофрированной бумаги, волейбол воздушным шариком. И за каждую попытку – смешной приз.
Между игроками бродит девочка, рисующая на заранее приготовленных открыточках шаржи на самых выразительных гостей. И парень, снимающий на фотокамеру самые забавные эпизоды.
Это роли для ребят, не слишком общительных. Фотоаппарат, мольберт – своеобразные доспехи, за которыми можно спрятаться от излишнего внимания, но при этом включиться в общее дело, почувствовать собственную значимость.

Для тех, кто знает толк в настоящих ценностях

Каждая встреча – это повод не только повеселиться, но и обменяться мнениями, жизненным опытом. Лучше всего – в игровой форме. В данном случае – поговорить о ценностях в жизни человека. Карнавал  – праздник дураков, то есть тех, кто знает толк в настоящих ценностях.
Сначала команды (ребята, на которых оказались ожерелья одного цвета) участвуют в различных испытаниях, добывая строительный материал (надувные шары, двусторонний скотч, фломастеры, веревки) для будущих творений. Музыкальное оформление помогает сохранять темп. Вот этот отрывок звучит во время конкурса. А этот – означает переход с этапа на этап. При большом скоплении людей важен четкий график.
Затем каждая команда из добытых вещей сооружает композицию, выражающую идею той ценности, которую ребята считают важнейшей в жизни. Чтобы проще было выбирать, игрокам предлагают огромный список, где можно найти и любовь, и свободу, и остров в океане.
А в конце, естественно, дискотека!

Рейтинг@Mail.ru