Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2009
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

«Создать в селе среду, комфортную для ребенка»

Оказывается, если взрослые пытаются сообща устроить свою жизнь по человеческим основаниям, вопрос о том, каково положение детей, в каких условиях они живут, становится главным

Ребенка воспитывает не только школа, но и семья, двор, улица, соседи, друзья – весь окружающий его мир.
Можно ли создать такую систему воспитания, которая будет влиять не только на детей, но и на взрослых?
Оказывается, можно.
...В небольшом ставропольском селе Сухая Буйвола создается особая педагогическая модель, хотя те, кто ее создает, ставят перед собой другие, более практические цели.

Большая забота

Сухая Буйвола – село с долгой историей. Основано в 1764 году беглыми крестьянами из средней полосы России, постарше Ставрополя будет. Название – от речки, протекающей по долине. На съезде с трассы встречает плакат – «Жива Россия, пока жив крестьянин».
Село не то чтобы богатое, шампунем дороги не моют, а просто очень ухоженное: асфальт ровный, колодцы у дороги крытые, возле каждого дома палисадники. На калитке одного из домов серебряная звезда с надписью: «Здесь живет ветеран Великой Отечественной».
Все прибрано, приколочено, покрашено – как в мастерской у хорошего хозяина.
У входа в школу одно из стекол закрыто железным щитом. На щите – вмятины от многочисленных ударов. Видать, не одно поколение школьников здесь душу отводило.
– Мне уж много раз говорили – убери ты этот щит, – замечает директор школы Николай Пальцев. – Но я так думаю – пусть колотят. Если колотят, значит, что-то им не нравится?
Есть, значит, проблемы в селе.
– Конечно, есть, – признается директор. – Например, неблагополучные семьи. Родители пьют, не работают, дети болеют, не посещают занятия.
– И сколько у вас таких семей?
– Много, – мрачнеет директор. – Шесть.
Жителей в Сухой Буйволе около трех с половиной тысяч. Детей в школе – 298. А неблагополучных семей – шесть. И это всерьез заботит не только директора школы.

Для чего нужен совет руководителей

Все началось в 2005 году. Тогда Сухо-буйволинская школа начала работать как краевая экспериментальная площадка «Создание модели социального партнерства». Вопрос был один: как выжить сельской школе?
– У нас возникла идея – создать в селе социум, который будет воспитывать ребенка, – говорит Николай Пальцев.  – Не только школа, не только семья, но все организации, все общество в целом. Создать среду, комфортную для ребенка, чтобы он чувствовал себя значимым и мог реализоваться, определиться в жизни. Но для этого нужно создать условия. То есть для воспитания ребенка привлечь все ресурсы села.
В селе 26 организаций. Школа, детсад, поликлиника, почта, колхоз, радиолокатор для сопровождения самолетов. Газовый участок, участок РЭС, заправка, семь частных магазинов, сельпо, лесничество.
Главы всех этих предприятий вошли в сельский совет руководителей. Он занимается всеми вопросами жизни села. Благоустраивают палисадники (покраска заборов, побелка деревьев, клумбы опять же). Ремонтируют общественные здания (народный музей и ДК из руин подняли). Строят детские площадки (сейчас глава села задумал теннисный, борцовский и тренажерный залы в одном из зданий поликлиники построить).
И это только на первый взгляд не касающиеся детей дела взрослых. Кто летом подновляет площадки и благоустраивает село? Те же ребята, для которых администрация создает рабочие места. Кто сотрудничает с лесничеством и отвечает за 6 гектаров леса, где подрастают саженцы для сельских улиц? Опять же школьники.
Да что далеко ходить. У местной церкви скоро престольный праздник, так ее всем селом ремонтируют. И детям там тоже место находится на подсобных работах.
– А как же иначе? – недоумевает глава села Александр Теньков. – Церковь же отделена от государства. Если мы будем бездействовать, она и разрушится. И запишут потом, что, мол, были такие люди, которые не приложили никаких усилий, чтобы ее сберечь.
Простая мысль: если ребенок сам покрасил скамейку на площадке, он ее ломать не будет. И другим не даст.
Простая опять же идея – что вместе можно сделать больше, чем в одиночку. Что, вкладывая частицу своего труда в эту степную землю, ребенок получает гораздо больше, чем все компетенции и ЗУНы. Если хотите, он становится «человечески компетентен».
Состязательность – это хорошо. В том числе и образовательная. В городе. А в селе, где все, что я перечислил, построено на десяти процентах подоходного налога (основное поступление в местный бюджет) и доброй воле сухобуйволинцев, от честной конкуренции можно ноги протянуть.
Такая вот педагогическая, экономическая и социальная модель.

Без предупреждения и с видеокамерой

Но в Сухой Буйволе не только заборы красят. Одна из главных проблем совета  – неблагополучные семьи.
В селе к этому вопросу подошли серьезно и по-крестьянски прагматично. Сперва вообще задумались – а надо ли помогать таким семьям?
Потом решили – обязательно надо, потому что жалко детей. Но помогать, не воспитывая в этих детях психологию иждивенцев.
Но как же это сделать? Как помочь, не создавая ситуацию иждивенчества?
– Вызывать родителей на ковер бессмысленно, – размышляет Николай Пальцев. – У людей всегда найдется тысяча объяснений, почему они в таком состоянии. Да и кому понравится, когда его отчитывают перед собранием, да еще на глазах своих детей? Они клянутся, заверяют, что исправятся. А эффекта – ноль.
Значит, надо работать именно с родителями, решил совет руководителей. Если не изменить ситуацию в семье, все усилия по воспитанию ребенка в школе пропадут даром. Проще говоря, стали воспитывать всем селом. Но как?
– Все шесть семей приезжие, – замечает глава. – В этом и сложность – про тех, кто у нас на глазах вырос, мы все знаем. А здесь – что за человек, откуда он, что у него на душе? Ведь суть проблемы – почему он пьет – может быть, даже в дедах-прадедах.
Однако сухобуйволинцы решили, что генеалогию неблагополучных семей выяснять слишком долго, и потому поступили проще.
Совет руководителей создал комиссию. Главврач поликлиники откомандировал туда медсестру и педиатра, директор детсада – воспитателя, директор школы – социального педагога или классного руководителя. Туда же вошли депутат, специалист отдела образования и участковый.
Эта группа может без предупреждения посетить любую неблагополучную семью.
С видеокамерой. И зафиксировать условия, в которых живут дети.
– Когда у тебя грязь повсюду и ребенок бегает в памперсах, которые два дня не снимались, тут уже не отвертишься, – говорит глава.
Родители получают предупреждение. Если ситуация не меняется, то речь заходит об изъятии детей из семьи и лишении родительских прав.
Жестко?
Пожалуй, да.
Но это единственная воспитательная мера, которая есть у совета. И в отличие от города эта мера действенная.
– В каком бы состоянии ни были родители, они все понимают, – замечает Николай Пальцев. – Для села, где все друг друга знают, – это позор. Родителям нужен толчок, встряска.
Но отнять детей – это не решение проблемы, и в Сухой Буйволе это прекрасно понимают. Пока был лишь один случай изъятия детей из семьи на полгода (до лишения родительских прав дело не дошло). Все время, пока дети были в интернате, с семьей велась кропотливая работа.
К родителям приходили и разговаривали – и участковый, и учителя, и сам глава заглядывал. Даже работодателя подключили – тот пригрозил, что уволит отца, если детей заберут. Мол, только из-за детей тебя и держу.
И… подействовало. Пить перестали, подали ходатайство, и детей вернули, сейчас один пошел в первый класс, а двое в детсаде.
Впрочем, порой нужны и большие усилия.
…Приехала в Сухую Буйволу женщина. Восемь детей – и все от разных отцов. В селе вышла замуж еще раз. Не работает. Один из мужей умер – пособие по потере кормильца не получает. Алименты от других отцов не получает. Чтобы собрать документы хотя бы по одному отцу, нужно месяца два пороги обивать. А она еще и паспорт потеряла. Что тут сделаешь?
Совет руководителей выход нашел. Один специалист поселковой администрации занимался восстановлением паспорта. Другой оформлял детские пособия на всех детей.
В результате семья на ноги встала. Дом купили! Машину!
– У нас хорошая система соцзащиты,  – говорит Александр Теньков. – Главное  – надо эти семьи обучать, просвещать и доводить до них всю информацию.
– Больше всего работы было не с семьей, а с теми людьми, которые должны были заниматься ими, – отмечает он. – Отдел опеки и попечительства от нас перевели в район. Как они издалека могут разобраться, что у нас происходит? И они не придут в семью, и семья такая, что сама не будет все это оформлять. Вот и приходилось с двух сторон толкать. У них же эти дети не на глазах, они не видят суть проблемы, а мы живем здесь, и все проблемы надо решать нам.

…Покидая Сухую Буйволу, я остановился у того самого щита со словами «Жива Россия, пока жив крестьянин». Александр Теньков считает это лозунгом. Лозунгом для тех, кто едет мимо и для кого село Сухая Буйвола мелькает как один из безвестных населенных пунктов.
Остановился и задумался: правильно ли так – входить в чужой дом с камерой и указывать людям, как им жить?
Не слишком ли жестко? Может, стоило пригласить психологов, разбираться с личностными проблемами, реабилитировать и лечить?
Но вокруг – село. А в этих семьях – дети. И для них каждый день на счету. И в Сухой Буйволе делают все, что могут.
– Село – это граница, – провожает меня Александр Теньков. – А люди в нем – пограничники. Мы живем на границе...

Рейтинг@Mail.ru