Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Олейников Алексей

Интернет

Обозрение педагогической печати

Учебный год закончился. Но для некоторых учителей лето – пора напряженной работы. Сегодняшняя колонка пригодится руководителям школьных объединений, экологических секций и кружков по биологии, ботанике, географии, краеведению. Надеемся, что материалы колонки помогут им открыть новые возможности для исследовательской деятельности школьников.
Для начала стоит заглянуть на портал Исследовательской деятельности учащихся (http://www.researcher.ru/). Как заявляют авторы, портал предназначен для описания организации исследовательской деятельности школ, сообществ, объединений и частных лиц всех регионов России и зарубежья. Заявлена большая структура портала (методики, концепции, программы, мероприятия), однако пока заполнены не все разделы. Стоит заглянуть в раздел «Методика», где выложены методические материалы, пособия, учебные планы.
С 2004 года развивается проект «Летняя школа “Исследователь”» (http://www.issl.ru/). Школа проходит с 23 июля по 23 августа в пределах 300 километров от Москвы в полевых условиях. В школе четыре отделения: физическое, медицинское, социальных наук и журналистики. Преподаватели Летней школы — сотрудники вузов и исследовательских центров, учителя, студенты, аспиранты, а также врачи, журналисты, маркетологи, социальные работники. Летнюю школу поддерживают, например, Астрономическое общество, Российское магнитное общество, Малая академия МГУ. На сайтах отделений (http://www.issl.ru/phys/, http://community.livejournal.com/o_zhur/, http://issl.ru/soc/) можно прочитать программы прошлых лет, ознакомиться с исследовательскими проектами школьников и публикациями преподавателей школы и даже успеть записаться в Летнюю школу-2009.
Детский телекоммуникационный проект «Экологическое Cодружество» (http://www.ecocoop.ru/) объединяет школьников и учителей от Дальнего Востока до Украины. Разделы проекта – «Ботаника», «Зоология», «Гидробиология», «Мониторинг», «Охраняемые природные территории». Главную ценность здесь представляют примеры самостоятельных научных работ школьников по самым различным темам: от орнитологии и энтомологии (как вам, например, тема «Особенности зимовки божьей коровки»?) до почвоведения и биоиндикации водоемов. Но самое ценное – возможность общаться с коллегами-энтузиастами, преподавателями и специалистами: на сайте существует «живой» форум, а также приведены е-мейлы и почтовые адреса школьных сообществ и кружков.
Стоит заглянуть и на сайт Евроазиатской ассоциации молодежных экологических объединений «Экосистема» (http://www.ecosystema.ru/). Он посвящен проблемам полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников в природе и адресован в первую очередь учителям общеобразовательной школы. А еще ассоциация выпускает методические материалы (определители растений и животных, учебные видеофильмы), которые можно выписать по почте.
Счастливого вам лета!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ
oleynikov@1september.ru

Рейтинг@Mail.ru