Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ


Витковский Анатолий

Взрослые могут заключить мир. И только дети способны его построить

В школах Северного Кавказа уже несколько лет реализуется проект по созданию поликультурной толерантной среды

Возможно ли средствами образования улучшить отношения между людьми разных национальностей? Этот вопрос сегодня задают педагоги в разных странах мира. Актуален он и в России, особенно в республиках Северного Кавказа, где уже многие годы сохраняется высокая межэтническая напряженность, тлеют и вспыхивают конфликты, оставляя тяжелый след в душах детей.
Три года назад группа российских ученых и педагогов решила попытаться с помощью психолого-педагогических методов начать работу по созданию неконфронтационной образовательной среды в школах Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Так возник замысел проекта «Образовательная инициатива на Северном Кавказе».

Преодолевая отчуждение

Чаще всего, когда в школе встает задача смягчения межнациональных проблем, педагоги начинают вводить новые учебные предметы, направленные на «воспитание толерантности», на знакомство с разными культурами. Но достаточно ли этого? Если ребенок прослушает десять лекций о толерантности, это еще не значит, что он станет доброжелательнее и терпимее. Что же тогда делать?
Отвечая на этот вопрос, один из авторов «Образовательной инициативы на Северном Кавказе», директор Красноярского института психологии и педагогики развития (ИППР) Борис Хасан, рассказал такую историю: «Когда страну захлестнул песенный кич, у Булата Окуджавы спросили: «Как с этим бороться? Что делать?» «Песни хорошие писать», – ответил Окуджава. Так и здесь, чтобы дети начали ощущать себя более безопасно и комфортно, стали больше открыты внешнему миру, надо создавать особые, привлекательные для них школьные уклады. При этом в школьную жизнь должны быть органично включены разные формы взаимодействия с ровесниками, в том числе с представителями других культур».
Легко сказать! Ведь в данном случае изменить школьный уклад означает радикально поменять представление о возможных отношениях с соседними народами. Дети практически все время жили в условиях отчуждения, и для них уже стало привычным ощущение, что от «инородцев» всегда исходит угроза. А тут ребятам предлагается перспектива общения, каких-то совместных дел с детьми из другой, «враждебной» среды… Как такое возможно?!

Искусство перемен

Разработчики программы хорошо понимали: изменить уклады местных школ могут только сами учителя вместе с детьми. А специалисты – лишь запустить процесс изменений и помочь в их реализации.
По замыслу запуск должен был идти по двум основным направлениям.
Первое – обучение школьных педагогов и ребят компетенциям, необходимым для продуктивного взаимодействия с людьми иных культур. «Мы исходили из принципа «капля камень точит», – рассказывает соавтор проекта Елена Ленская. – С нашей точки зрения, если педагог поймет, что на один и тот же вопрос может быть несколько верных ответов, а не только тот, который он ожидает услышать от ученика,  – это уже поменяет атмосферу в классе. А кроме того, если учитель овладеет искусством управления своими эмоциями, то и дети тоже начнут учиться контролировать себя, даже если педагог не будет специально работать на это». Понятно, что для развития подобных компетенций требуется особое обучение. Например, интерактивные семинары-погружения с элементами тренинга, которые, как отмечает заместитель заведующего кафедрой психологии развития ИППР Лариса Новопашина, отличаются от тренингов тем, что ориентированы на осмысление типичных проблемных ситуаций, на понимание контекста, в котором тот или иной навык стоит применять.
А второе направление – разворачивание проектной работы в школах (как известно, метод проектов является мощным средством осуществления самых разных преобразований). При этом проекты вовсе не обязательно должны впрямую затрагивать конфликтную проблематику. Проектная работа, по мысли авторов «Образовательной инициативы…» должна быть нацелена на изменения, которых хотели бы достичь в школе сами ребята. Задача в том, чтобы создать насыщенный интересными событиями уклад, в котором не было бы акцентировки на особых проблемах детей, живущих на Северном Кавказе.

Путь к свободе

Первым шагом «Образовательной инициативы…» стало приглашение некоторых школ Северной Осетии, Ингушетии и Кабардино-Балкарии к участию в программе. Для учителей была организована серия семинаров-погружений. Структурно каждый семинар состоял из двух частей. Вначале (в первой половине дня) участники семинара осваивали учебные модули: «Поликультурная компетентность», «Менеджмент инноваций», «Эмоциональная компетентность», «Правовая компетентность», «Педагогическая поддержка», «Критическое мышление, «Терапия кризисных ситуаций», «Лидерство» и «Конфликтная компетентность». Овладев такого рода компетентностями, человек расширяет «репертуар» возможных действий в конкретных ситуациях, а значит – становится более свободным.
Заметим, что содержание многих модулей было взято из предыдущей разработки Института психологии и педагогики развития: программы повышения квалификации педагогических кадров по гражданскому образованию. Подробнее с этим содержанием можно познакомиться на сайте ИППР http://www.ippd.ru/.
А во второй части семинаров учителя обучались организации проектной деятельности. Таким образом, на этом этапе решались две задачи: подготовить учителей к тому, чтобы они могли самостоятельно обучать своих коллег и школьников важнейшим для поликультурного образования компетентностям, а также – организовывать проектную деятельность в своих школах.
Следует сказать, что педагоги учились также составлять проектный бюджет и получать по проектам гранты, что явилось дополнительным стимулом к участию в проектной деятельности.

Как «гости» стали помощниками

Как оказалось, самым трудным на начальной стадии было не просто заручиться согласием педагогов на участие в новой программе, а укрепить в них веру в то, что задуманные перемены можно реально осуществить. «Учителя думали, что мы приехали затем, чтобы получить доказательства их активной работы по воспитанию толерантности, – рассказывает Елена Ленская.  – И стремились соответствовать ожиданиям «гостей» (кстати, очень уважительное поведение с гостями естественно для жителей Кавказа). На первых порах они не воспринимали нас в качестве помощников. И только после второй-третьей сессии отношение к нам начало меняться».
Другая связанная с этим проблема состояла в закрытости большинства педагогов. Дело в том, что эти люди на себе испытали последствия событий, связанных с военными действиями, экономическим спадом, миграцией. Но внешне они старались не проявлять своих переживаний, поскольку для жителей этого региона не характерно обращение за сочувствием. Вот и получалось, что люди переживали одно, а демонстрировали другое, вплоть до отрицания существования сколь-либо острых проблем и конфликтов.
Однако постепенно закрытость была преодолена. Этому способствовала интерактивная форма обучения, предполагающая постоянную настроенность на диалог. «Примечательный случай произошел на занятии, которое вел Борис Хасан (это занятие было посвящено критическому мышлению), – приводит пример Елена Ленская. – В какой-то момент Борис Иосифович предложил одной из участниц выстроить всех остальных педагогов по росту. Она сделала это. “А теперь выстройте их по возрасту”. “Нет, я не буду этого делать, – сказала женщина. – Так нельзя. Не все хотят открывать свой возраст”. “Молодец! – похвалил ее Хасан.  – Если бы вы согласились, то следующее, о чем бы я попросил вас, – выстроить всех по уму”».

Эльбрус и «СевКавКуб»

Семинары-погружения оказались продуктивным методом обучения, и вскоре в школах появились серьезные, неформальные проекты. К примеру, в одной из ингушских школ сделали к зданию образовательного учреждения пристройку и создали там детский сад. В Ингушетии множество мигрантов, и детских садов просто не хватает на всех детей, в результате ребята приходят в школу неподготовленными. Многие первоклассники не знают русского языка. И понятно, что новый детсад стал очень востребованным среди жителей района.
В школе села Залукокоаже (Кабардино-Балкария) возник проект фестиваля «Радуга», во время которого ученики школ представляли обряды, танцы, песни и национальные блюда разных народов. А в другой кабардино-балкарской школе задумали устроить детский лагерь у подножия Эльбруса: в месте, где проходит много международных туристических групп. Педагоги хотели воспользоваться возможностью организовать общение ребят с туристами из разных стран. В 2007 году был проведен первый такой лагерь. Этот проект настолько понравился участникам, что было решено сделать лагерь межшкольным, чтобы в нем могли встречаться ребята со всего Северного Кавказа.
Второй раз лагерь был организован в нынешнем году на Кубани. На этот раз в нем собрались ребята из соседних республик. Педагогам с трудом верилось в то, что осетинские и ингушские ребята смогут ужиться вместе. Но когда в «СевКавКубе» (так ребята назвали свой лагерь, связав слова Северный Кавказ и Кубань) ребята стали управлять своей детской республикой, выпускать газеты, готовить концертные программы и другие проекты, оказалось, что межнациональные барьеры куда-то исчезли и возникло единое общекомандное чувство. Например, там были мальчики-осетины и девочки-ингушки, причем девочки оказались несколько старше мальчишек, и когда приходило время футбольной игры ребята «перемешивались»: осетины и ингушки оказывались как в одной, так и в другой команде. Дети так сдружились, что, когда для мальчишек пришло время уезжать из лагеря, девочки даже плакали. А после лагеря многие ребята начали переписываться.

По новой конституции…

Сейчас начался второй этап «Образовательной инициативы на Северном Кавказе». Некоторые школы превратились в ресурсные центры и теперь организуют семинары для педагогов из других образовательных учреждений.
Но можно ли сказать, что в школах удалось создать тот особый уклад, о котором мечтали авторы программы? «Скорее к настоящему времени возникли еще только отдельные элементы нового уклада,  – считает Елена Ленская. – В школах стала активно развиваться проектная деятельность, заработали различные клубы по интересам, появились реально работающие органы школьного соуправления. Раньше мы видели, что соуправление имитировалось взрослыми. Помню, как в одной школе к нашему приезду школьную конституцию за ночь написала учительница. А теперь ребята стали участвовать в создании законов и правил школьной жизни». Еще более сдержан в своих оценках Борис Хасан: «Если первое время учителя даже помыслить не могли, что в школе можно создать какой-то иной уклад, то теперь они полагают, что это возможно».
Похоже, инициаторам программы действительно удалось запустить процесс перемен. А насколько они будут успешными  – покажет время. «Чтобы перемены стали необратимыми, необходима длительная работа, – уверен Борис Хасан.  – Надо, чтобы подобные «тренинговые» интерактивные программы стали органичной частью повышения квалификации педагогов, неразрывно связанной со всеми формами школьной жизни – учебными и внеучебными. Важно также закрепить такого рода изменения институционально».

Рейтинг@Mail.ru