Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Львова Наталья

Как обеспечить безопасность детей в интернете?

«Круглый стол» на эту тему состоялся в пресс-центре РИА «Новости»

Защита детей в виртуальном пространстве – сама формулировка проблемы звучит несколько фантастично. Однако в информационном обществе, куда постепенно входит и Россия, именно опасности, угрожающие неопытному пользователю Сети, выдвигаются на первый план.

Фильтры не помогут

Интернет, к которому так спешили подключить (и подключили) все российские школы, вовсе не является безусловным благом: он дает доступ к любой информации, в том числе и к той, что может причинить вред психике ребенка. Как заметил, открывая обсуждение, главный редактор «Книжного обозрения» Александр Гаврилов: «Нет ни одного достижения человеческого ума, которое человечество не могло бы обратить себе во вред».
Как же сделать, чтобы интернет из орудия познания и развития не превратился в свою противоположность? Как оградить детей от разрушительной, искаженной, преждевременной и просто ненужной информации, которой наполнено киберпространство? Здесь не работают традиционные педагогические методы: проследить и запретить – ведь в виртуальной реальности каждый пользователь анонимен, а значит, неуловим. Можно, конечно, ставить на школьные компьютеры фильтры, закрывающие доступ к определенным сайтам, но это не выход. Всякий мало-мальски продвинутый ребенок найдет где скачать программу, позволяющую обходить любые фильтры. Вообще-то запретами и так ничего не добьешься, но в случае с интернетом это вдвойне бесполезно, поскольку большинство детей гораздо лучше ориентируются в Сети, нежели родители или педагоги.

Новая грамотность

Сейчас взрослые только начинают задумываться об этой стороне повальной компьютеризации. И оказывается, что выход в интернет – это не финал, а лишь самое начало информационной грамотности. В чем она заключается? По словам председателя Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгения Кузьмина – в умении найти нужные сведения, проверить их достоверность и применить в собственной работе. На первый взгляд ничего нового. Те же алгоритмы, что и, скажем, при пользовании библиотекой. Однако есть нюанс. В библиотеках книги проходят хоть какой-то отбор. Например, к читателю никогда не попадет откровенно фашистская литература. А в Сети сайтов с подобной тематикой множество, и они пользуются большой популярностью среди молодежи.
Вот тут-то и должна включаться вторая составляющая информационной грамотности, которую можно назвать своего рода информационной гигиеной. Это умение не читать все подряд, беспорядочно блуждая по интернету, но двигаться по строго определенной траектории, выбирая только то, что нужно тебе. Иначе мозг быстро переполняется лишними сведениями, и человек теряет критику к потребляемой информации, то есть может «проглотить» все что угодно. Следствие подобной всеядности – утрата интереса к жизни вообще или, говоря научно, возрастной порог познавательной активности. По словам секретаря ЦК Всероссийского профсоюза работников образования и науки Михаила Авдеенко, с появлением интернета и многоканального телевидения этот порог снизился с 16 до 11 лет. Объем информации, которую школьник «пропускает через себя», таков, что уже к шестому классу окружающий мир, по сути дела, перестает его интересовать.
Кроме того, интернет – это еще и пространство общения. Общения анонимного, безответственного и зачастую небезопасного. Понять, с кем имеешь дело в Сети, гораздо сложнее, чем в реальной жизни, особенно ребенку. По данным ЮНЕСКО, трое из четырех детей, болтая в чатах с неведомыми собеседниками, готовы поделиться с ними частной информацией о себе и своей семье. Каждый пятый ребенок ежегодно становится мишенью для всевозможных сетевых мошенников.

Уход от общения

Еще одна ловушка виртуального общения – это отчуждение, возникающее с развитием интернета в пространстве реальных человеческих отношений. Большинство современных подростков предпочитают «социальные сети» и блоги живому общению.
Что делать с этими проблемами, взрослые пока не знают. Наше общество сейчас только начинает осознавать потенциальные опасности, которые несет в себе киберпространство. Но, как сказал, подводя итог дискуссии, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев, воспитывают все равно родители, а не интернет или телевидение. Так что ответственность в первую очередь лежит именно на них.

Рейтинг@Mail.ru