Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВНЕ КАНОНА


В фокусе исследования

«Свободная игра», как называют ее ученые, необходима для успешной социализации, борьбы со стрессом и развития когнитивных навыков. Несомненно, игры с правилами могут развивать навыки общения и группового взаимодействия, – говорит Энтони Пеллегрини, психолог образования из Университета Миннесоты. Но только свободная игра предполагает множество творческих ходов. Этот творческий аспект является ключевым, так как стимулирует развитие мозга в большей степени, чем следование заданным правилам.

Исследования показывают, что дети используют более сложный язык, играя с другими детьми, чем играя со взрослыми. Потому что, воображая что-то в игре, они говорят о том, чего нет, что физически не присутствует… Например, нельзя просто спросить: «Ванильное или шоколадное?», подавая другу воображаемый стаканчик. Необходимо предоставить контекстный ключ: «Какое мороженое ты хотел бы? Ванильное или шоколадное?»

Игра стимулирует развитие нейронов в «высших» отделах мозга, которые вовлечены в регулирование эмоционального реагирования и социального научения. Ученые считают, что во время игровой борьбы происходит высвобождение нейротрофического фактора головного мозга (BDNF) – белка, стимулирующего рост новых нейронов в этих отделах.

Игра крайне важна для эмоционального здоровья. В исследовании, опубликованном в 1984 году в Journal of Child Psychology and Psychiantry, ученые оценивали уровень тревожности 74 трех- и четырехлетних детей во время их первого посещения детского сада. Индикаторами тревожности были плач и просьбы родителям остаться, а также потливость ладоней. Исследователи разделили детей на группы в произвольном порядке и половину детей отвели в комнату, где было много игрушек и где они играли либо поодиночке, либо со сверстниками в течение 15 минут. Другая половина получила задание сесть за небольшие столики по одному либо со сверстниками и слушать историю, которую рассказывал им учитель. После этого был вновь оценен уровень тревожности. У тех детей, кто провел время играя, уровень тревожности снизился более чем в два раза по сравнению с теми, кто слушал рассказ. Интересно, что дети, игравшие отдельно от сверстников, успокоились в большей степени, чем те, кто играл с другими детьми. Исследователи полагают, что игра воображения скорее включается, когда ребенок находится наедине с собой; дети строят фантазии, которые помогают им справляться со сложными ситуациями.

В исследованиях выявилась еще одна сфера влияния игры – она благоприятствует развитию творческого мышления.
В классическом исследовании (опубликовано в журнале Developmental Psychology в 1973 году) ученые поделили 90 детей дошкольного возраста на три группы. Одной группе предложили поиграть четырьмя простыми предметами: бумажным полотенцем, отверткой, деревянной доской и канцелярскими скрепками. Вторая группа получила задание изобразить экспериментатора, используя эти четыре предмета обычным способом. Детям в третьей группе было предложено, сидя за столом, нарисовать все что угодно, при этом предметы им не демонстрировались. На каждый сценарий отводилось по 10 минут. Сразу после этого исследователи попросили детей высказать идеи по поводу того, как каждый из предметов может быть использован. Дети, которые играли с предметами, предложили в среднем в три раза больше нестандартных, творческих способов использования предметов, чем дети во второй и третьей группах.
«Игра, – говорит биолог-эволюционист из Университета Колорадо в Боулдере Марк Бекофф, – непредсказуема и способствует развитию гибкости и нестандартности поведения, что позволит в будущем быть на шаг впереди других в неожиданных ситуациях или в нестандартной обстановке».

Cегодня игра сдает свои позиции. Согласно статье, опубликованной в 2005 году в журнале Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, время, отводимое свободной игре, с 1981-го по 1997 год сократилось на четверть. Обеспокоенные тем, чтобы их дети пошли учиться в «правильный» колледж, родители жертвуют игрой ради специальных занятий. Начиная с детского сада свободное время заполняется уроками музыки, спортивными секциями и т.п.
Психологи обеспокоены тем, что, ограничивая свободную игру детей, мы в результате получим поколение тревожных, несчастливых, плохо приспособленных к жизни в социуме взрослых.

По материалам Scientific American Mind, January 28, 2009 Перевод Ольги Дюпиной

Рейтинг@Mail.ru