Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

У учеников одно гражданство – школьное!

Снова о праве на образование для детей-мигрантов

Школа теперь вроде Фигаро: здесь… там… Не успели выполнить одно распоряжение – поступает другое. Опять «срочно», «очень важно», «прямо сейчас сдайте». Зачем? Для кого? Сохранить здравый смысл в таком режиме (при таком нажиме) трудно, но все-таки можно.
Нам пришло письмо из Кемеровской области:

«Требования к результатам все выше, а добиться их все сложнее. Одна из причин  – в каждом классе теперь 5–6 национальностей, дети не понимают учителя, не понимают друг друга. Дети мигрантов приходят и приходят, а мы их учим и учим. Работать очень трудно. Но вот недавно, в конце учебного года, нам сообщили: те, у кого нет гражданства, не должны учиться в школе РФ. Потребовали списки таких детей, сказали, что школа, которая принимает неграждан РФ, будет оштрафована на 80 000 рублей. Ведь «деньги идут за учеником»! Заодно велели составить списки всех нерусских учеников школы. У меня вопрос: неужели так – правильно?»

Ответить на вопрос мы попросили Всеволода Луховицкого, председателя совета Молодежного центра прав человека и правовой культуры, сотрудника Научно-методического центра «Гуманист»:
– Все дети имеют право на получение образования независимо от своего гражданского статуса. Это право закреплено в международных конвенциях и пактах, а также в законодательстве РФ. Во избежание самоуправства чиновников Министерство образования и науки, Рособрнадзор выпустили специальное письмо «О праве детей на образование в Российской Федерации» (от 24 июля 2006 г. № 01-678/07-01), в котором сказано: «Рособрнадзор обращает внимание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений на неправомерность включения в перечень документов, представляемых при приеме детей в образовательное учреждение, справки о регистрации в органах внутренних дел и наличия гражданства».
Очевидно, что никакого письменного распоряжения о штрафах не могло быть, это прямое нарушение закона. Незаконно и требование списков учащихся по национальному признаку. Грамотным ответом на вопрос: «Кто у вас в школе нерусский?» является такой: «Я не знаю, и спрашивать у детей не имею права». Другое дело, если в регионе остро стоит проблема обучения русскому языку как неродному. Власти должны принимать меры: выделять средства на специальную подготовку учителей русского языка, устанавливать региональный коэффициент для школ, в которых учатся много таких детей. Ведь проблема не в национальности ребенка, а в том, что он не владеет языком, на котором ведется обучение.
…А если шире – проблема в том, что руки к школе тянут все кому не лень, и миграционные службы не исключение. Им понадобилась статистика. Ну не самим же ее собирать, если можно «пришпорить» школу. Всяк печется о своей пользе, но кто защитит детей?

Рейтинг@Mail.ru