Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Терещенко Татьяна

Игра как образовательное событие

Главное в ней – интерес. Но не спортивный, а познавательный

Весна. Для школы это означает выход на финишную прямую. Еще чуть-чуть – и экзамены. Как ни странно, именно сейчас настоящее образование потихоньку сворачивается. Прекращаются всякие игры, разговоры, вольные отступления. Остаются интенсивное повторение, обобщение, закрепление, отработка разнообразного материала, ранее освоенного. Хорошо бы ранее прожитого, прочувствованного. Чтобы за короткими и абстрактными заданиями итогового теста возникало представление о том, какое отношение важные и полезные знания имеют ко мне, человеку из пятого или одиннадцатого класса.
Один из способов подготовиться к весеннему предэкзаменационному марафону – отвести душу на чем-нибудь совершенно лишнем, при этом страшно трудоемком, ярком, запоминающемся. Создать событие образовательное. Организовать встречу ребенка
с культурой, знаниями таким образом, чтобы он понял, как это интересно и важно – учиться, читать, узнавать.

 

Событие сказочное

5 класс. Возраст перехода от детской безоглядной веры в сказки и всемогущих взрослых к заманчивой и пугающей подростковой полувзрослости, к тонкой паутине человеческих взаимоотношений, прозаичной реальности и первому осознанию невозможности, несбыточности мечты. Образование, школьная премудрость, воспринимается одновременно и как помеха настоящей жизни, и как пропуск в мир взрослых. Если, конечно, вся учеба не превращается в бесконечные конкурсы, которые увлекают пятиклашек, но не позволяют им заметить за спортивным азартом ценности науки как таковой.
Пусть их итоговая игра будет устроена так, чтобы ребята о чем-то очень серьезно подумали на уроках, что-то освоили, а потом обучили этому других, маленьких, неумелых. Передали свое знание, как это и бывает в культуре, от старших младшим. Собственно, для того и сами овладевали чем-то, копили богатство, чтобы потом отдать. Ощутить себя мудрыми, опытными, щедрыми, образованными.
К примеру, на уроках литературы, читая сказки, пятиклассники сделали три важных для себя открытия. Во-первых, почти все сказочные герои проходят разнообразные испытания. Кто-то побеждает в борьбе, кто-то проигрывает. Во-вторых, испытания – важный этап жизни, и не только сказочного героя. Обычные люди, каждый сидящий в классе, обладают опытом преодоления препятствий и помнят о поражениях. В-третьих, чаще всего бороться человеку приходится с самим собой: собственными страхами, иллюзиями. О таких открытиях ребятам хочется поговорить. В первую очередь друг с другом, с учителем. А потом с теми, кто пока еще не знает, как устроена наша жизнь. Например, с первоклассниками, самыми неопытными в школе людьми. Только разговаривать с ними нужно на понятном для них языке – языке игры, сказки.
И тут же все обсуждавшееся в классе перекладывается на реальность будущей игры. Один из самых распространенных детских страхов – ужас темноты, одиночества. Как сделать так, чтобы в соседнем парке (там состоится игра) малыши пережили эти состояния? Солнце ведь не выключишь и людей не разгонишь. Кто-то придумывает: завязать детям глаза! Они, ничего не видя, в полном мраке будут двигаться в неизвестность… Разумеется, надежный проводник обеспечит безопасность.
Владеющие проектными технологиями педагоги спрашивают ребят: а как будет построена игра в целом? Что заставит первоклассников проходить испытания? Может, надо бонусы какие-то придумать? Жетончики вручать?
И снова опыт урока востребован в игре. Шла речь о символах сказок: у каждой свой, в нем выражено что-то самое важное, идея, чувство. Этот символический предмет станет наградой для игроков. Вмороженная в лед живая роза достанется тем первоклассникам, кто отправится в царство Снежной королевы. Они отогреют ее своим дыханием, теплом рук. И спасут Кая. А гостям Оле-Лукойе – разноцветные крошечные зонтики, чтобы ребятам всегда снились только хорошие сны.
Вместо привычной эстафеты, беготни по станциям за очками или жетонами каждая группа первоклассников проживет только одно, зато свое неповторимое приключение. С гордостью расскажет о победе на заключительном чаепитии. А пятиклассники будут слушать затаив дыхание, как редко слушают на уроке. Узнавать себя в грозных разбойниках или пугающей Морре из Муми-дола. И понимать, как много это значит, когда ты свое знание, свой опыт кому-то передал. И кому-то это оказалось важно. Как тебе самому.

Событие историческое

7 класс. Возраст выяснения отношений, время максимализма, борьбы за справедливость, обостренного чувства собственного достоинства, поиска идеала.
Играем в средневековое рыцарство. В кодекс чести, не допускающий исключений и поблажек. В отвагу и хитроумие. В одинокие ночные странствия, освещенные бледным огнем свечи, и буйные ристалища под яростные вопли толпы зрителей. Играем в исследование чужого мира, где мы только усилием интеллекта и воображения можем разглядеть фигуры, имена, уловить интонации, привычки.
Азарт открытия неизведанной земли (средневековая Европа), спровоцированный, конечно, игровым заданием, но подогреваемый внутренним интересом, общей атмосферой, делает мальчишек знатоками замковых укреплений, а девчонок заставляет с содроганием сердца постичь тайны средневековых ведьм.
– Как звали жену Эдуарда Первого?  – останавливает семиклассник учителя на перемене.
Явное замешательство незнания (какой нормальный человек с ходу назовет имена малоизвестных английских королев?) он толкует по-своему.
– Я имею в виду того Эдуарда Первого, который на самом деле был четвертым, но стал именоваться Первым…
Растерянный педагог лезет в энциклопедию. Он и не предполагал, что в Британии было все так сложно с порядковыми номерами.
Детьми освоен не только огромный информационный пласт. Что-то поняли ребята о жизни.
Возвращаясь с игры, семиклассники вспоминают вчерашний турнир. И как вышел победителем сэр Ульрих (Лешка по-настоящему, но пока язык не поворачивается так рассказывать о произошедшем). Он вышел на бой последним, со свежими силами. А тот, кто принял его вызов и проиграл, уже выдержал три схватки. И рука его устала. Потому и проиграл.
– Эх, надо было сначала всех на группы разбить. И провести бои в парах внутри групп. – Мальчишка четко излагает олимпийскую схему соревнований.
– А что ж ты принял бой? Почему не сказал, что тебе надо отдохнуть?
– Я не мог. Я же был рыцарь.

Если вы решили попробовать, то...

…придумайте, как сделать так, чтобы участие в игре было абсолютно добровольным для ребенка. Предложите ему понятную, доступную и совершенно не унизительную альтернативу. Например, написать и защитить реферат по теме. Ребенок, как все одноклассники, должен будет найти необходимую информацию, обработать ее, осмыслить. Как все, он должен будет предстать перед классом, выступать, отвечать на вопросы, вести диалог. Но в роли самого себя, не тратя дополнительных сил и времени на выезд (выход), не перенапрягаясь эмоционально. Может, ему это дополнительное напряжение не по силам, может, есть серь­езные обстоятельства, мешающие ему присоединиться к общей затее? В конце концов, это нужно тем, кто заболел прямо накануне события.

…придумайте, как сделать так, чтобы дети (пусть не все, но многие) очень захотели сыграть в эту игру. Ведь от них потребуются колоссальные усилия как на подготовительном этапе, так и в процессе игры. Разумеется, все игроки, успешно добравшиеся до финиша, автоматически получают какой-нибудь зачет по теме, хорошую оценку. Но не в оценках дело. Дополнительной «приманкой» станут сама идея выезда на природу (ученики всегда рады сбежать из дому и из школы на денек), финальное чаепитие для участников, приглашение в игру выпускников, значимых для ребят молодых людей, внимание и поддержка других педагогов, готовых консультировать, обращаться на своих уроках к материалу, освоенному в игре. Огромную роль играют родители. Если вы убедите их отнестись к игре с уважением, помочь детям в поиске информации, изготовлении костюмов, реквизита, это станет для ребят лишним доказательством значимости и неслучайности происходящего.

…придумайте, как сделать так, чтобы вхождение в игру было для ребенка достаточно трудоемким. Не просто захотел – и пожалуйста. А масса дополнительных условий (прочитай, узнай, напиши, сделай, придумай, научись), без которых ты не получишь желанной роли. Во-первых, мы ценим только то, что дается нам через усилие. Во-вторых, эти приготовления, помимо того что действительно снабжают детей всем необходимым для полноценной игры, позволяют им узнать массу интересных и совершенно случайных фактов, на которые они бы никогда не наткнулись, не окажись перед необходимостью защитить свою роль, свое право на участие в событии. Вся эта случайная, «лишняя», ни для чего, кроме игры, не нужная информация вдруг и дает ребенку представление о настоящем образовании, о человеческой культуре. Он сам себе начинает казаться «образованным» человеком, знающим массу мелких подробностей, тонкостей, неизвестных простому обывателю, учителю в том числе. Ученик испытывает, иногда впервые, истинное наслаждение и от процесса познания, и от результата обладания этими знаниями, возможности их использования в жизни (не только игровой, хотя игра – тоже жизнь). Причем без всяких формальных, количественных оценок, без социального допинга в виде перспективы поступления в вуз. Чистое удовольствие. И наконец, долго, порой неделями готовясь к игре, дети привыкают к роли, успевают сравнить ее с собой и, возможно, что-то понять про себя, про своего героя, про мир книги, про историческую эпоху…

…придумайте, найдите такой сюжет и механизм игры, который бы максимально точно соответствовал состоянию класса, его внутренним потребностям. И высказанным самими детьми, и тем, о которых они порой не могут сказать, хотя чувствуют. Потребность в благородстве, в преодолении, во внутренней сдержанности и свободе, в щедрости, в одиночестве и единении. Пусть в игре ребятам придется проявить и свои всем известные таланты (кто-то стихи умеет сочинять, кто-то дерется превосходно), и те качества, которые им пока не очень присущи, нуждаются в развитии: умение сосредоточиться, молчать, слушать, говорить, принимать решения, поддерживать, побеждать. И это никак не будет оценено со стороны. Только сам ребенок будет знать, насколько близко он подошел к границам собственных возможностей. Пусть внутреннее напряжение ребенка, его добровольное усилие будет вызвано не азартом, не погоней за баллами и даже не стремлением к победе, а чем-то другим. Потребностью в самореализации, например.

…придумайте, как сделать так, чтобы у ребенка была возможность выбора роли в игре. Выбора степени ответственности, включенности. При этом возможность изменить ситуацию должна оставаться до последних минут игры.

Рейтинг@Mail.ru