Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В педагогической практике сегодня можно встретить самые разные подходы к постановке целей воспитания. К примеру, некоторые школы определяют цель воспитания так: «Личность, способная строить Жизнь, достойную Человека». При этом остается непроясненным вопрос: каковы критерии достойной жизни и как понять, достигнута ли школой поставленная задача? Другой популярный подход: целью воспитания объявляется достижение школьниками высокого уровня воспитанности. А основным критерием достижения цели выступает некий сформированный у детей набор индивидуально и общественно полезных качеств  – своеобразный стандарт воспитанности. И здесь возникает другая проблема: а что, если ребенок никогда не сможет достичь этого стандарта?
Кандидат педагогических наук Павел Степанов убежден: определение в качестве цели воспитания какого бы то ни было стандарта воспитанности крайне опасно, поскольку в этом случае мы вольно или невольно сравниваем учеников друг с другом – «один лучше, другой хуже».
В статье «Как грамотно поставить цели воспитания?» («СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 1 за 2009 год) Павел Степанов предлагает другой подход, в основу которого положен прин­ципиальный тезис: сравнивать воспитанника можно только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Целью воспитания, с точки зрения ученого, может быть личностный рост ребенка, понимаемый как развитие его ценностного отношения к тем или иным вещам.
В публикации содержится развернутое описание процесса постановки подобной цели и способов оценивания личностного роста.

В русскоязычном интернете появляется все больше персональных сайтов. Есть среди них и сайты учителей. Их описание представлено в статье Ю.Ээльмаа «Персональный сайт учителя: новый канал коммуникаций» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 2 за 2009 год).
К сожалению, учительских сайтов в сети пока мало. И дело здесь не только в относительно низкой степени «компьютеризации и интернетизации педагогического сообщества». По мнению автора, учителями пока плохо осознаются возможности персонального сайта как инструмента достижения профессиональных целей. Например, для решения задач индивидуализации образования. Ничто не мешает разместить на сайте вариативный материал: для сильных и заинтересованных учеников – дополнительные задания повышенной сложности, для слабых – задания тренировочного плана, задания с разъяснениями способов и формы их выполнения, комментарии к типичным ошибкам, варианты заданий для исправления оценок. Также сайт может играть роль конспекта: электронная версия учебного занятия позволила бы ученикам сфокусировать внимание на самом ходе урока и работать более продуктивно. Особую ценность подобный конспект представляет для тех, кто пропустил занятия из-за болезни или находится на домашнем обучении. Кроме того, электронное портфолио, объединяющее авторские наработки педагога, могло бы работать на повышение его статуса в профессиональной среде. «Как показывает практика, очное и сетевое реноме учителя, обладающего таким ресурсом, весьма высоко», – подчеркивает автор.

Дебаты, как правило, ассоциируются с развитием коммуникативных и аналитических навыков учеников. Но, как пишут Л.Вахрушева и С.Савинова в статье «Дебаты в системе методической работы школы» («СПРАВОЧНИК ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ», № 1 за 2009 год), это далеко не единственная область применения известной методики. Дебаты можно с успехом использовать для организации методической работы как в учреждениях повышения квалификации работников образования, так и непосредственно в школе, в том числе для проведения школьных педагогических советов и семинаров.
На взгляд авторов, подобная форма организации работы может быть особенно полезна тем педагогическим коллективам, которые осуществляют исследовательскую либо экспериментальную деятельность. Ведь дебаты направлены на активизацию творческого мышления, они дают возможность рассмотреть и проанализировать одно и то же явление с разных сторон. В статье даются рекомендации по организации дебатов.

Рейтинг@Mail.ru