Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Не пиши начальнику  – отвечать придется

Новая жизнь старого принципа

В России теперь каждый человек может написать электронное письмо президенту на его сайт – Дмитрий Медведев явил пример готовности власти вступать в диалог с обществом. Должностные лица мгновенно сымитировали готовность и ответственность, и всюду открылись интернет-приемные для обращения граждан. Только «работают» они очень странно. Нам пришло письмо от учителя, попытавшегося вступить в диалог с властью:

«…Я подписал письмо учителей мэру нашего города о недостатках руководства в сфере образования и направил его в интернет-приемную. Речь шла о подлогах и злоупотреблениях при закупках программного обеспечения. Буквально через пару дней я получил его распечатанным… из рук моего директора! Она получила мое письмо от начальника управления образования, а тот  – от службы писем мэра с требованием… подготовить ответ! «Я должен подготовить ответ?» – «Да». – «На свое письмо?»  – «Да».
Назавтра с утра меня пригласил начальник управления. Он сказал, что на письмо пришла контрольная карточка, ее надо заполнить и дать завизировать моему директору, потом подпишет он. Это нужно для того, чтобы служба мэра отчиталась о работе с письмами граждан и принятых мерах.
Итак, мое обращение к мэру пришло ко мне, чтобы я написал на него ответ, чтобы мне его вручили официально от имени мэра. Как такое возможно?»

На вопрос отвечает Ольга Трошина, кандидат юридических наук, преподаватель конституционного права:
– Право граждан на обращение в органы власти закреплено в ст. 33 Конституции РФ и регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Рассматривая данный случай, я обращаю внимание автора на статью 5 названного закона – о праве гражданина на «получение ответа по существу поставленных вопросов». На статью 6, по которой «запрещается преследование гражданина в связи с его обращением к должностному лицу с критикой деятельности органов». Там же определена ситуация, в которой жалоба возвращается гражданину: «Направлять жалобу на рассмотрение в органы, решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином, запрещается… жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие в суде».
Таким образом, в данном случае препятствование осуществлению права граждан на обращение в органы власти налицо, и статьи 16 и 17 данного закона  – о санкциях за нарушение этого важнейшего права.
Должностные лица обязаны внимательно разбираться в существе обращений, а за необъективное разбирательство, принятие необоснованных, нарушающих законодательство решений они могут быть наказаны штрафом или отстранены от занимаемой должности. Но это в случае, если гражданин обратится в суд.
…Да уж. Из всех талантов важнейшим для российского учителя является стрессоустойчивость.

Рейтинг@Mail.ru