Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати


Распространено мнение, что ко всякой профессиональной деятельности работника можно мотивировать. Но так ли это? Известны ли науке исследования, подтверждающие зависимость устойчивого роста эффективности труда от внедрения стимулирующих систем? Профессор Гарвардского университета Элфи Кон утверждает, что таких исследований нет. Более того, как пишет кандидат педагогических наук П.Степанов в статье «Проблема мотивации педагогов к воспитанию» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2009 год), «существуют такие виды профессиональной деятельности, совершение которых человеком вообще не поддается сколь-нибудь результативному мотивированию со стороны. К таким видам деятельности, с точки зрения автора, относится и воспитание.
Воспользовавшись терминологией известного психолога А.Маслоу, можно сказать, что воспитание связано не с дефицитарными потребностями (безопасность, материальное благополучие, признание), а с потребностями бытийными, относящимися к сфере «самоактуализации, понимаемой как непрерывное осуществление человеком своих потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, призвания, судьбы». Деятельность, направляемая мотивами, за которыми стоят бытийные потребности, – это та деятельность, которой люди как бы посвящают себя, в которой они могут реализовать свои базовые ценности, свои идеалы. Такая деятельность всегда носит творческий характер и не может быть мотивируема извне.
Означает ли это, что администрация образовательного учреждения не может повлиять на мотивацию педагогов к воспитательной деятельности? Ответ зависит от того, какой тип мотивации преобладает у конкретного учителя. Если педагог привык удовлетворять лишь дефицитарные потребности, никакие поощрения и принуждения не приведут к появлению у него мотива к воспитательной деятельности. Другое дело, когда учитель имеет явно выраженные бытийные потребности, но реализует их за пределами школы (в общественной деятельности, в хобби, в воспитании собственных детей) либо преимущественно в преподавании. В работе с такими педагогами руководителю школы имеет смысл сосредоточить свои усилия на устранении препятствий, мешающих развитию мотивации к воспитательной деятельности.
В статье приводится подробное описание характерных черт, присущих учителям с различным типом мотивации.

Судить о том, в какой мере в системе образования утвердились гуманистические ценности, можно по отношению субъектов этой системы (педагогов, чиновников, самих школьников) к детям-инвалидам. И здесь, как отмечает Э.Наберушкина в статье «Образование инвалидов: социальные технологии преодоления барьеров» («СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», № 1 за 2009 год), у нас есть определенные подвижки. Данные статистики говорят о том, что за время, прошедшее с 2000 года, в отечественных вузах значительно выросло число студентов-инвалидов. Однако в целом в российских регионах существуют пока еще только отдельные «островки» инклюзивного образования (Республика Карелия, отдельные школы Москвы, Самары, Архангельска, Саратова) и процесс его распространения идет очень медленно. По данным на 2008 год, из 590 тысяч российских детей-инвалидов школы посещают лишь 140 тыс. детей, причем 70 тыс. ходят в специальные образовательные учреждения.
В статье содержится анализ причин, которые препятствуют развитию инклюзивного образования. Но может быть, самая главная причина заключается в том, что инклюзивный подход требует переосмысления сложившихся представлений о конечных целях образования. Желателен и необходим переход к пониманию образования как института развития личности.

Запоминать учебную информацию можно с помощью самых разных способов: путем соотнесения отдельных частей текста с воображаемыми образами-картинками, за счет придания тексту эмоциональной окраски при прочтении вслух, посредством выделе­ния главных мыслей и группирования их в виде плана… Все эти методы описаны в статье О.Засухиной «Обучение рациональным приемам запоминания для изложения текста» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 1 за 2009 год).
Однако даже при использовании «вспомогательных» методик бывает так, что некоторые ребята плохо справ­ляются с работой. Каков же выход? В этом случае в качестве дополнительного средства автор предлагает «обмен передовым опытом»: расспросить успешного ученика, как он действовал, и обсудить его «стратегию успеха».


Рейтинг@Mail.ru