Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

МЕСТО В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ


Независимость. Свобода. Добровольность и бесплатность

В соответствии с этими требованиями Профиля профессии ведется работа школьных психологов Германии сегодня

«Школьная психология мыслится как со-творец системы всеобщего образования и системы обучения. Она является специализированной психологической службой школы и поддерживает всех участников школьной жизни...» – зафиксировано в первых строках Профиля профессии немецкого школьного психолога. Профиль вырабатывается Союзом психологов образования Федеральных земель и называется «актуальным». Это значит, что периодически он переписывается под новые задачи общества.

Сначала – порядок в статистике

В обществе ведутся горячие дискуссии о качестве школьного образования, поскольку Германия показала низкие результаты по тестовой программе PISA, заняла 21-е место по доле финансирования образования от ВВП, испытывает проблемы с интеграцией детей иммигрантов и официально обвиняется в отсутствии равного доступа к качественному образованию для детей из разных слоев общества. Все это ведет и к психологической напряженности в школьной системе.
Но чтобы принять эффективное решение, надо иметь перед собой как можно более полную картину проблемного поля. Поэтому сначала – исследования и подсчеты.
На 2007 год в Германии живут 9,6 млн школьников. Их них 2,5 млн детей и подростков живут в бедности. Некоторые школьники находятся в особых ситуациях, которые могут вести к экстремальному поведению.
В общеобразовательных школах 26% учителей уходят на пенсию, не достигнув пенсионного возраста, примерно половина – из-за психологических проблем.
Порядка 5% школьников ежегодно остаются на второй год, примерно 8% не оканчивают школу. Велико количество детей, дистанцирующихся от школы, пропускающих занятия, – 2%. Причина  – потеря мотивации и смирение перед отсутствием перспектив в будущем. Оказалось также, что профессиональные требования к работающим неуклонно возрастают, поэтому мест для профессионального образования подростков становится все меньше. Не продуцирует ли немецкая система образования большую группу заведомо потерянных для общества людей?

Проверка данных

Благодаря изучению успеваемости по программе PISA стало известно, что социальное происхождение детей влияет не только на успеваемость, но и на их здоровье. Ученые Института здоровья детей имени Роберта Коха провели масштабное исследование и подтвердили: частота психологических отклонений у детей из «нижнего социального слоя» – 31%, в то время как «верхний слой» дает 16% детей с психологическими особенностями.
Но проблема, как показали другие исследования, не только в социально-экономическом статусе семей. Они – в утрате семьей своих педагогических функций. Семья перестала быть местом социализации и моральной ориентации ребенка. Очень многие родители не находят в себе сил заниматься воспитанием детей.
В то же время провели подсчеты ежедневной нагрузки школьных учителей. Она оказалась чрезмерной. Времени и энергии на вдумчивую работу с ребенком у учителя и найтись не может.

Первоочередные действия и главные принципы

Как определил политику образования президент Германии Хорст Келер, «мы должны наконец серьезно отнестись к индивидуальной поддержке школьников. А для этого нужно поддержать учителей». Первой задачей школьной психологии сегодня является поддержка педагогов, «помощь в сопровождении и успокоении». Речь идет не только о помощи в кризисных ситуациях, но о систематической тренинговой работе по профилактике выгорания.
В работе с детьми – осуществление грамотных действий по профилактике насилия, разрешению кризисных ситуаций. Немецкие школьные психологи тесно сотрудничают со службой по борьбе с безнадзорностью, предупреждением детской преступности. Возрастающее значение приобретает психология несчастных случаев и поддержка детей с особыми дарованиями. Это примерно 2–3% школьников.
Успешное развитие школьной психологии невозможно без неукоснительного соблюдения основных принципов работы. Их четыре.
Независимость. Школьные психологи занимают нейтральную позицию в школьной системе, их профессиональные мнения являются независимыми. Они действуют лишь на основании принципов профессиональной этики и в интересах того, кто нуждается в помощи.
Свобода. Школьники, родители, преподаватели, руководство школы и представители государственного надзора за школьным образованием имеют свободный и прямой доступ к школьному психологическому консультированию.
Добровольность. Школьное психологическое консультирование является прин­ципиально добровольным для нуждающегося в совете.
Бесплатность. Консультирование и диагностика являются принципиально бесплатными для обратившихся за помощью.
Изменение условий жизни и учебы школьников приведет к дальнейшему развитию предложений и методов школьной психологии.

Сокращенный перевод с немецкого Евгения СМОТРИЦКОГО

Оригинальный текст находится на сайте http://www.schulpsychologie.de/

Рейтинг@Mail.ru