Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Единые принципы... одаренности

Чем грозит школе государственный подход в деле поиска талантов

Январские будни школы. Уроки по программе, факультативы для одаренных, кружки для увлеченных, элективы дли выбирающих профиль, дополнительные занятия для неуспевающих – формы образования становятся все более адресными. Но вопрос: «Какой путь выбирать в качестве приоритетного – всех поднимать или избранными заниматься?» – стоит перед каждой школой,
перед каждым учителем.
Выгоднее, конечно, работать с успешными, «с верхним слоем». Сегодня воспитание элиты – это тренд. Вот и на январском семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» в Высшей школе экономики обсуждалась тема «Одаренность: от феномена к государственной политике». С докладом выступила Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии по образованию и науке Общественной палаты…

 

220 из 13 миллионов

Как выяснилось из основного доклада, если разделить число победителей олимпиад на количество всех российских школьников, можно получить индекс одаренности детей нашей страны. Если посчитать по каждому региону отдельно, можно узнать, например, что в Томской области индекс самый высокий. И в Башкирии много одаренных. И в Ростовской области. На примерах лучших регионов выясняется, какие факторы влияют на результативность. Научная и художественная инфраструктура региона, например. Количество лицеев и гимназий, дающих образование повышенного уровня. Качество дополнительного образования.
На этих основаниях и вырабатываются «единые для всей страны принципы одаренности», выстраивается «единая система по работе с одаренными детьми».
Что смущает: с одной стороны, было сказано, что «олимпиада – это не тот механизм, который позволяет выявить всех потенциально талантливых детей», а с другой – на основании этого подхода Общественная палата уже написала Программу по одаренным и направила ее в министерство.

На одаренный-неодаренный рассчитайсь!

Были перечислены наработки в системе поддержки талантов. Хорошее образовательное учреждение – ведущий фактор развития одаренности; дополнительное образование – важнейший элемент инфраструктуры таланта; дистанционные формы образования одаренных хороши и дешевы. Проблема: доходы семьи и интеллект ребенка не коррелируют между собой, поэтому нужна государственная система поиска и поддержки талантов. Дополнительное образование, как показали исследования, у нас на 80% платное, а доминирует, как ни странно, хореография.
Был озвучен и новый подход: «Превратить одаренность в достижения, влияющие на развитие экономики». Поддерживать следует не всех способных и желающих, а только перспективных. Потому что «во все времена большие достижения производит небольшое количество людей». Стратегия простая: надо рассчитать, сколько одаренных требуется, найти их, собрать и обеспечить. Создать сеть школ для одаренных по всей стране.
И как-то сбоку оказались данные, согласно которым «связь показателей среднего интеллекта по стране коррелирует с результатами качества образования международных исследований типа PISA». Или такие: «Есть зависимость между средним уровнем интеллекта населения страны и количеством людей с повышенным»; «Важно, в какой мере одаренная часть общества востребована, включена в мейнстрим».

Ответ не сходится

Педагоги-практики, выступившие на семинаре, думают иначе.
Владимир Загвоздкин, Институт теории и истории педагогики РАО: «Будущее государства зависит не от элиты, а от всего общества. В Швеции, например, школы для одаренных запрещены законом, и все специальные программы интегрированы в массовую школу. Когда продавщица в магазине относится к покупателям по-человечески, это признак качества населения страны. Нам нужна не школа для одаренных, а просто нормальная школа. Школа для всех  – и для тех, кто медленно развивается, и для тех, кто быстро».
Евгений Маркелов, директор школы «Интеллектуал»: «Талант есть у каждого, неодаренных людей просто нет. Но когда дар ребенка очевидный, нам надо не теоретизировать, а говорить о практических для данного конкретного ребенка решениях».
Михаил Мокринский, директор гимназии № 1535: «Для одаренных и для их выявления нужна не школа «для одаренных», а школа «как для одаренных». Она использует пластичность культуры и может расширять и сворачивать ее пространство под шаг каждого ребенка».
Галина Цукерман, Психологический институт РАО: «Тысячи детей прошли через меня, и не всех способных я смогла своевременно оценить как таковых. Это мои ограничения. Но ведь не только мои. Здесь говорится об интеллекте, с ним и так все ясно. Однако у детей очень рано проявляются и другие особые способности, традиционно находящиеся вне фокуса внимания. Например, те, которые выявляют людей помогающих профессий – врачей, учителей. К сожалению, не все виды одаренности идут у нас через запятую. А они тоже развиваемые и тоже с экономическим благополучием страны связанные».

Педагогическое решение задачи

Ефим Рачевский, директор ЦО «Царицыно» № 548: «Одаренность относительно чего? Среды? Уровня педагога? Дети приходят в школу с сохранными базовыми способностями – куда они деваются? Педагоги одаренности не видят. Если назвать главную проблему одаренного ребенка – это фигура учителя. Помогает он или мешает?»
С одной стороны, да, именно взрослый выступает для ребенка фактором освоения собственной перспективы. Как он ее задает? Каким содержанием наполняет? Это зависит от его представлений о назначении одаренности. И тут важный момент: если работу с одаренными понимать так, как нам ее сегодня предложили понимать, то мы должны интенсивно развивать какое-то исключительное свойство ребенка в направлении профессиональной успешности и результативности. А острые личностные проблемы, вызванные односторонностью развития, вероятно, придут снимать психологи с их специальными программами.
Так что с другой – именно близкие взрослые препятствуют нормальному развитию одаренного ребенка, не желая видеть в нем ничего, кроме таланта, некоего знака элитарности и респектабельности.
И может случиться так, что нацеленность системы поддержки одаренных детей на эффективность/результативность обернется грандиозным обеднением их жизни и развития.

 

Рейтинг@Mail.ru