Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Первая тетрадь
Политика образования

СКОЛЬКО СТРАН - СТОЛЬКО УРОКОВ


Кириллова Светлана

Япония: культ образования требует жертв

Японцы называют годы, проведенные в средней школе, «школьным адом», а время подготовки в вуз – «экзаменационным адом»

В 2009 году вся Россия должна будет сдавать обязательный ЕГЭ. Система единых вступительных экзаменов принята
и в других странах – например, в Японии. За много лет в этой системе вызрело множество побочных эффектов, которые принято считать сугубо японскими. А между тем их породила и жесткая экзаменационная система на всех ступенях школы.


Январский экзамен

Отношение бюджета на образование к ВВП в Японии – самое низкое среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 2005 г. оно составило лишь 3,4%. С другой стороны, доля частных расходов на образование в Японии составляет 31,4% – значительно выше среднего значения ОЭСР (14,5%).
Министерство финансов Японии подчеркивает: «Бюджет на образование в расчете на одного ребенка составляет примерно столько же, сколько в таких крупных странах, как США или Великобритания. Просто доля детей по отношению ко всему населению в Японии является самой низкой».
17 и 18 января на 738 экзаменационных пунктах Страны восходящего солнца прошли двухдневные единые вступительные экзамены в вузы. В субботу – тесты по обществоведению, географии и истории, японскому языку и иностранным языкам, а в воскресенье – тестирование по математике. Они приурочены к окончанию учебного года в японских школах (31 марта) и началу учебного семестра в японских вузах (1 апреля). Проводит эту процедуру в Японии независимый административный орган – Национальный центр вступительных экзаменов в вузы.
В этом году в Японии единый экзамен сдал 543981 человек. 79,3% этих ребят 31 марта закончат старшую школу. Остальные участники – из 20 японских колледжей с двух- и четырехгодичным обучением.
Далее – система та же, что и в России. Тех, кто успешно сдал единый экзамен, ждут вступительные экзамены в выбранном вузе (какие – решает вуз).
Обладатели высших оценок могут попытать счастья в самых престижных университетах страны. Даже в старейшем Токийском университете, который воспитал нескольких нобелевских лауреатов, в том числе – писателей Ясунари Кавабата и Кэндзабуро Оэ.

Я поступлю!!!

Образование в Японии – это своего рода культ, поддерживаемый семьей и обществом. Начиная с яслей (а в Японии ребенка принимают в ясли, если ему исполнился месяц – правда, в том случае, если оба родителя работают) японцы должны учиться, учиться и учиться. Если детей спросят, зачем им учиться, они знают ответ: чтобы поступить в вуз.
В Японии по-прежнему распространен принцип «пожизненного найма». Выпускник поступает на работу после вуза и посвящает всю трудовую жизнь своей компании. Для того чтобы компания оказалась достойной, надо закончить престижный вуз, а для того чтобы поступить в вуз, нужно закончить престижную школу, сдать вступительные экзамены et cetera… Эмоциональное напряжение во время учебы в старшей школе так велико, что японцы говорят об «экзаменационном аде».
Поступить в вуз после обязательного (и бесплатного) 9-летнего образования в Стране восходящего солнца невозможно.
По дороге к высшему образованию японцу нужно пройти сначала младшую ступень школы (сёгакко), на которой дети учатся шесть лет, затем среднюю ступень (тюгакко) – 3 года. Бесплатное образование на этом заканчивается, а высшее  – еще далеко. Сначала нужно поступить в платную школу старшей ступени (кото гакко) – и платить за обучение. Впрочем, почти 94% японских школьников готовы на это. Однако после трех лет напряженного обучения в школе старшей ступени поступить в вуз все еще нельзя.
Для поступления в престижные университеты в Японии созданы специальные вечерние школы. Старшеклассники посещают их с понедельника по пятницу, обычно с 16.50 до 20.50. Такие кружки называют «дзюку» – по аналогии со школами при японских монастырях. Некоторые утверждают, что сегодня в Японии действует до 100 тысяч «дзюку». Правда, эти школы могут быть совсем маленькими: по пять-шесть учеников. В крупных «дзюку» занимаются до нескольких тысяч учащихся: здесь им устраивают помимо занятий еженедельные контрольные по воскресеньям.
Некоторые «дзюку» для поднятия тонуса приглашают старшеклассников участвовать в так называемых «церемониях мужества»: ученики надевают на голову повязки с девизом школы и громко кричат: «Я поступлю-ю-ю!»

Я не поступлю!

Есть и те, кто сходит с дистанции.
В 90-е годы японский психотерапевт Тамаки Сайто (Tamaki Saito) заявил, что около 20 процентов подростков (1 процент всего японского общества) предпочитают экзаменационной гонке полную изоляцию. Так появился термин «хикикомори» (сидение взаперти). Сегодня японское Министерство труда считает, что цифры 90-х годов были преувеличены и в стране всего несколько тысяч хикикомори.
Впрочем, сути дела это не меняет.
Обычно хикикомори – это подростки или молодые люди. Однако среди добровольных затворников встречаются дети 7–10 лет.
Все они ведут себя одинаково: запираются в одной из комнат родительского дома и соглашаются принимать от матери только еду.
В 2004 году на экраны вышел фильм «Tamago», рассказывающий о 18-летнем юноше, который два года просидел на кухне в родительском доме. (Когда парень наконец оттуда вышел, выяснилось, что ему никто не рад.)
Японская система обязательного образования, озабоченная тем, чтобы все дети посещали занятия (родители первоклассника, как правило, получают извещение от муниципалитета, что пора вести ребенка в школу), не препятствует «затворникам». По общему убеждению, нельзя принуждать ребенка получать образование, если его травмирует встреча с учителями или со сверстниками.
Сегодня Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом и изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более чем на шесть месяцев.
Пять месяцев взаперти – это всего лишь частный случай подростковой депрессии.

В армейском духе

Предвоенная японская школа готовила образцовых солдат. Не удивительно, что в ней все еще ощущается дух армии. Даже элементы традиционной японской школьной формы – а это черные пиджаки мальчиков и строгие, но элегантные матроски девочек – были навеяны британской военно-морской формой начала XIX века.
В государственной школе дети должны постоянно соревноваться друг с другом и соблюдать строгую дисциплину. А кроме того, они – как и их сверстники в российской школе – обречены запоминать уйму ненужной информации.
При этом никто не учит японских школьников, для чего, собственно, им нужны все эти знания.
Результаты общенационального испытания, проведенного (впервые за последние 43 года) Министерством образования, науки и технологий Японии в 2007 году, продемонстрировали, что большинство из 2,22 миллиона опрошенных детей теряются, когда им нужно применить школьные знания в бытовой ситуации.
Особенно это касается японского языка (навыков чтения и понимания текста ) и математической грамотности.
В ходе национального аналога международного исследования PISA ученикам раздали тесты по японскому языку и арифметике с двумя типами вопросов. Первая часть оценивала базовые знания по каждой теме, а вторая – способность применить полученные знания в реальной жизни.
В начальных школах 82% маленьких японцев правильно ответили на первую часть теста по родному языку и математике, но со второй частью справились только 63% и 64%. Почти такими же оказались результаты и в средних школах.
Что же решило правительство и национальное Министерство образования?
Коллегия Центрального совета по образованию предложила увеличить число учебных часов по основным предметам в начальных и средних школах. В начальной школе дети будут заниматься науками на 278 часов в год больше (за шесть лет обучения это составит дополнительные 5645 часов), а в средней школе – на 105 часов в год (за три года обучения это составит 3045 часов). Ученикам придется еще больше учебного времени проводить за зубрежкой предметов, на которых они провалились: японского языка и математики.
Не удивительно, что некоторые из них начинают испытывать настоящий ужас перед школой.

Поступаешь в школу? Тяни билетик!

Государственные общеобразовательные школы Японии делятся (как и в России) на районные, куда дети зачисляются по прописке, и на престижные, куда требуется заблаговременно написать заявление и пройти конкурс.
Престижная японская школа обязана тем не менее зачислять к себе всех проживающих в районе детей. После этой процедуры вакансий остается немного. Правда, японцы нашли замечательный выход. Оставшиеся места могут разыгрываться – чтобы никому не было обидно  – в лотерею. Повезет – значит, на то воля богов.
Вот что рассказывает одна из мам о японской вступительной лотерее:
«Нам сообщили: кто вытянет номерки с 1 по 33, поступят, остальные пойдут в районную школу.
После краткого вступительного слова лотерея началась. К стоящему на возвышении столу подошел контролирующий лотерею. Взял коробку, куда предполагалось вложить конверты с номерами, и показал всем участникам, что коробка эта пока пуста. У вызванных проверяли еще раз документы и отправляли по очереди тянуть номер. Номера все были вложены в конверты, которые нельзя было открывать. Через полчаса был дан сигнал открыть конвертики, где мы обнаружили номер, согласно которому предстояло тянуть тот номер, который уже наконец-то определит, возьмут ли нас в школу или нет. Потом все еще раз повторилось (включая показ коробки). Номер нам выпал 47!
В итоге мы заполнили еще раз форму с заявкой о поступлении – уже в районную школу – и пошли домой».

Единый экзамен можно обойти

Сегодня в Японии 57 государственных университетов, 87 муниципальных и 580 частных.
Среди государственных самыми престижными остаются Токийский (основан в 1877 году), университет Киото (1897 год), университет в Осаке (1931 год). За ними следуют университеты Кеио, Васеда, Меиджи, Хосеи и Рикке (частные). В 90-е годы на первые места в рейтинге стали выдвигаться частные вузы. В это время они получили привилегию устраивать собственные экзамены и лишь опосредованно учитывать результаты единого вступительного экзамена.
Сегодня многие из этих вузов имеют в своей структуре собственные школы всех уровней и даже… детские сады.
Если внутри этой системы ребенок успешно переходил со ступени на ступень, от детского сада до старшей школы, он зачисляется в университет без экзаменов. Через «школьный ад» он проходит, а вот «предэкзаменационный» его минует.
Не удивительно, что частные японские вузы – самые многочисленные. В их аудиториях обучаются свыше двух миллионов молодых японцев и иностранцев: втрое больше, чем в государственных университетах, принимающих результаты единого вступительного экзамена.

Использованы материалы сайта «Новости из Японии» www.news.leit.ru/. Полностью статью читайте в газете «Управление школой».

Рейтинг@Mail.ru